Telegram
Заказать звонок
+7 (495) 744-37-98 Горячая линия 24/7
Задать вопрос Образцы документов Последние консультации Наши юристы Новости Контакты Вход/Регистрация
Заказать звонок
+7 (495) 744-37-98 Горячая линия 24/7

Куда жаловаться на коллекторов

Хотите узнать, как решить вашу проблему?

Обращайтесь в форму онлайн-вопроса или звоните по телефону горячей линии.

+7 (495) 744-37-98 Мы работаем 24/7

Если ваши права как должника были нарушены коллекторами, вы можете подать на них жалобу. Жалобы рассматриваются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов (ФССП), прокуратуры, Роскомнадзора и МВД. Также можно обратиться с жалобой в профессиональную ассоциацию коллекторов — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Прежде чем подавать жалобу на коллекторов, важно ознакомиться с законодательством, регулирующим их деятельность. Закон № 230-ФЗ является основным руководящим документом в сфере коллекторской деятельности. Он определяет права и обязанности сборщиков долгов.

Если коллекторы нарушают закон и ваши права как должника, им может грозить административная или даже уголовная ответственность.

Какие действия коллекторов считаются правомерными?

Работа коллекторских фирм часто вызывает негативные эмоции у должников и их близких. Однако эта деятельность полностью законна, если коллектор:

* представляет интересы банка или МФО по агентскому договору;
* выкупил долг по цессии.

Поэтому при первом разговоре с коллекторами важно сразу уточнить, на каком основании они требуют с вас долг. Вы можете зафиксировать дату и номер договора цессии и запросить копии документов о передаче вашего долга.

Пока способ взыскания задолженности соответствует закону, нет смысла подавать жалобы на коллекторов в Федеральную службу судебных приставов или другие уполномоченные органы. Правила работы коллекторских агентств описаны в статьях 4 и 7 Федерального закона №230.

Коллекторские агентства

**Коллекторские агентства обязаны:**

* быть зарегистрированными в Федеральной службе судебных приставов и иметь соответствующее свидетельство;
* предоставлять информацию о причинах взыскания задолженности, данные о себе и своих специалистах, размере долга и начисленных процентов;
* взаимодействовать только с самим должником, но не с его родственниками, коллегами или друзьями (за исключением поручителей, созаемщиков и наследников, которые получили долги умершего заемщика);
* соблюдать требования Закона № 230-ФЗ относительно количества и временных интервалов звонков, SMS-сообщений и личных встреч;
* уважать неприкосновенность жилища и частной собственности;
* соблюдать права граждан, включая право на защиту персональных данных и личную неприкосновенность;
* прекращать взаимодействие после получения письменного отказа от должника или подачи им заявления о банкротстве.

Если коллекторское агентство соблюдает эти требования, то сотрудник будет звонить дважды в неделю и общаться вежливо и профессионально. В таком случае обжалование действий агентства не принесет результата. Поскольку у таких фирм обычно немного прав, они могут быть достаточно гибкими в отношении должников, и договориться о рассрочке или скидке с ними вполне реально.

Если коллекторы угрожают

Одной из распространённых форм давления на должника являются угрозы. Цель таких действий — запугать неплательщика, создать атмосферу постоянного страха и стресса.

Коллекторы могут звонить и угрожать:
* жизни и здоровью должника, а также его родным и близким;
* повреждением или уничтожением имущества;
* разглашением персональных данных или личной информации.

Если угроза звучит серьёзно, коллекторов могут привлечь к ответственности. Однако для возбуждения уголовного дела недостаточно просто передать суть разговора — необходимы доказательства. Желательно записать слова сотрудника коллекторского агентства на телефон или диктофон, так как реальность угрозы можно будет определить по интонации собеседника.

Если нарушают количество и время звонков

Федеральный закон № 230-ФЗ чётко определяет, сколько раз и когда коллекторы могут контактировать с должниками. Например, они могут звонить или приходить домой к неплательщику с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 20 — в выходные. Также существуют ограничения по количеству звонков, SMS и личных встреч.

Если эти правила нарушаются, вы имеете право:

* не отвечать на звонки, добавить номер в чёрный список;
* избегать личных встреч, не открывать дверь квартиры;
* игнорировать SMS и письменные претензии;
* пожаловаться на коллекторов в Федеральную службу судебных приставов.

Кроме того, закон позволяет отправить в коллекторское агентство письменный отказ от любых форм взаимодействия с ними.

Если обращаются к родственникам

Коллекторы пытаются получить деньги и имущество неплательщика, оказывая давление на его родственников и угрожая им. Однако такое поведение незаконно, поскольку по закону коллекторы могут взаимодействовать только с самим неплательщиком.

Исключение из этого правила — возможность звонить и разговаривать с поручителями и созаёмщиками по кредиту. Чтобы узнать больше о своих правах и обязанностях, проверьте условия кредитного договора.

Если неплательщик умер, то законно требовать долг с его родственника, который является наследником. Такое правопреемство возникает после получения наследником свидетельства у нотариуса. В этом случае требование о погашении задолженности с наследников может быть предъявлено только в пределах стоимости унаследованного имущества.

Если взыскивают чужой кредит

Если вы получили требование о погашении чужого кредита, это может быть связано с ошибкой со стороны банка, микрофинансовой организации или коллекторского агентства. Например, при продаже долга в договоре могли указать данные однофамильца, и в результате коллекторы начали звонить вам.

Чтобы решить эту проблему, обратитесь к коллекторам и объясните, что произошла ошибка. Укажите на несоответствие в данных, чтобы они могли сразу перепроверить информацию. Также вы можете обратиться в банк, чтобы получить выписку об отсутствии кредитов или о полном погашении задолженности.

Если коллекторы продолжают требовать чужой долг или игнорируют ваши обращения, вы можете подать жалобу приставам или в прокуратуру.

В случае проблем с банком или МФО вы можете обратиться в Центральный банк РФ через онлайн-приемную.

Если требуют безнадежный долг

Банк может продать даже просроченный кредит, по которому истёк срок давности взыскания, по договору цессии. Это не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, так как все риски, связанные с невозможностью взыскания долга, будет нести коллекторская фирма.

Истребование безнадежного долга также регулируется нормами Федерального закона № 230-ФЗ. Если взаимодействие с неплательщиком со стороны коллекторов нарушает закон, можно подать жалобу. В целом, при работе со старыми просроченными кредитами лучше направлять коллекторов в суд.

Последствия по безнадежному долгу возникнут, если коллекторская фирма обратится в суд. Ответчик может заявить о пропуске срока давности, чтобы закрыть дело.

Однако если ответчик игнорирует судебные повестки и не заявляет о пропуске срока, коллекторы могут взыскать даже старый долг. Если коллекторы получили судебный приказ, его можно легко отменить, если своевременно подать возражения.

Как правильно пожаловаться

Чтобы определить, куда подавать жалобу, важно оценить характер нарушения и обратиться к соответствующим нормам закона.

Общий контроль за деятельностью коллекторов осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). По результатам проверок приставы могут:

— отозвать свидетельство и исключить агентство из реестра;
— возбудить административное дело;
— наложить на коллекторское агентство значительный штраф.

Кроме того, существуют и другие ведомства, которые могут прекратить незаконные действия коллекторов и защитить интересы граждан и кредиторов.

Куда подавать жалобу

Приставы принимают жалобы на любые нарушения, связанные с работой коллекторов. Они реагируют на жалобы как от агентств, которые состоят в реестре, так и от тех, кто в нём не числится. Также жалобы принимаются на слишком частые письма, ночные звонки, вымогательство и другие противоправные действия.

Подать жалобу можно лично, по почте или онлайн. В период пандемии коронавируса ФССП организовала приём документов через специальные ящики перед входом в здание.

Кроме того, должник имеет право жаловаться в следующие ведомства:

* в прокуратуру — это надзорный орган, который рассматривает обращения по любым нарушениям закона. Например, можно подать жалобу к прокурору, если приставы отказались проверять работу коллекторов;
* финансовому омбудсмену — специалисты этой службы уполномочены разбирать любые споры, связанные с финансовыми обязательствами граждан;
* в МВД — если в действиях сборщиков долгов есть признаки уголовного преступления;
* в Роскомнадзор — если коллекторское агентство нарушает правила звонков и направления смс, размещает персональные данные неплательщика в интернете, сообщает коллегам и соседям о долге;
* в Центробанк РФ — если нарушение допустил банк или микрофинансовая организация.

Сроки рассмотрения заявки

Обычно государственные органы рассматривают обращения в течение 30 дней. Однако есть некоторые исключения:

* если получено сообщение о преступлении, полиция должна немедленно отреагировать и прибыть на место;
* заявления о преступлениях или административных правонарушениях должны быть проверены в течение 3 дней. В особых случаях этот срок может быть продлён до 15 суток;
* СРО «НАПКА» проверяет информацию в течение 15 дней.

Роскомнадзор также обязан быстро рассмотреть жалобу, если нарушаются права граждан на защиту персональных данных. Например, страницы с информацией в интернете могут быть временно заблокированы даже без решения суда. Однако постоянная блокировка с удалением данных и наложением штрафа происходит только на основании судебного акта.

Ответственность за нарушения

За нарушение закона при взыскании задолженности ответственность может понести как отдельный коллектор, так и вся организация или её руководство.

Наказания за такие нарушения зависят от тяжести проступка:

* коллекторской организации могут запретить работать, исключив её из реестра Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и аннулировав свидетельство;
* в отношении конкретного коллектора может быть возбуждено уголовное дело (например, за вымогательство, угрозу жизни или применение силы);
* коллекторов могут привлечь к административной ответственности по КоАП РФ (например, за надписи на стене в подъезде дома, где проживает должник, или за шум в ночное время);
* коллекторы могут быть обязаны возместить ущерб, причинённый здоровью или имуществу граждан (например, сломанный замок, проколотые шины и т. д.).

Для того чтобы гарантированно возместить ущерб, который может быть причинён гражданам или их имуществу, коллекторы обязаны страховать свою гражданскую ответственность на сумму не менее 10 миллионов рублей каждый год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн
Задать вопрос юристу
Напишите ваш вопрос мы обязательно вам ответим
Отправляя вопрос, вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения
20 Юристов

сейчас онлайн

11 минут

средняя скорость ответа



Все рубрики:

е



Подождите...

Мы готовы вам помочь бесплатно

    Консультант онлайн (Дмитрий Романович)
    Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

    Получите совет юриста за 15 минут!

    Не все поля заполнены

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

    Не хотите ждать? Звоните:
    +7 495 744-37-98
    Получить ответ
    207 юристов готовы ответить сейчас
    Ответ за 15 минут!
    +