Содержание статьи:
- Условия наступления гражданской ответственности
- Административная ответственность водителя
- Уголовная ответственность водителя
- Оценка ущерба здоровью в рамках судебного разбирательства ДТП
- Как составить схему ДТП в Европротоколе
В случае дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими возникает несколько видов ответственности:
- Гражданско-правовая ответственность — за причинённый ущерб.
- Административная ответственность — за нарушение правил дорожного движения, которое привело к аварии.
- Административная или уголовная ответственность — за причинение вреда здоровью людей.
Вид ответственности зависит от тяжести причинённого ущерба. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.
Условия наступления гражданской ответственности
Владельцы транспортных средств несут ответственность независимо от своей вины, за исключением случаев, когда потерпевший также является владельцем автомобиля. Это означает, что ущерб, нанесённый здоровью и имуществу пешехода, а также моральный вред, должен быть возмещён даже невиновным водителем. Однако, если оба участника аварии — водители, то невиновный не обязан возмещать ущерб другим.
При подаче иска в суд о возмещении материального ущерба, причинённого в результате ДТП, необходимо оплатить государственную пошлину. Однако, если вы хотите взыскать с виновника компенсацию за вред, причинённый здоровью, то согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.
По ОСАГО страхуется именно гражданская ответственность, поэтому ущерб, нанесённый другим участникам движения, в пределах максимальной страховой суммы будет возмещён страховой компанией.
Водитель, нарушивший правила дорожного движения, понесёт наказание независимо от своей вины в ДТП. Однако за причинение вреда здоровью людей ответственность несёт только виновник происшествия. Это справедливо и для пешеходов.
Административная ответственность водителя
Водитель несёт административную ответственность за:
- Причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшему в ДТП.
- Нарушение правил дорожного движения, которое привело к аварии.
Если вред, причинённый здоровью, квалифицируется как лёгкий или средней тяжести, то дело рассматривается в рамках административного производства.
Важно отметить, что административная ответственность не отменяет гражданско-правовую. Пострадавший имеет право на возмещение расходов на лечение и восстановление имущества, повреждённого в результате ДТП.
Уголовная ответственность водителя
Если в результате ДТП был причинён тяжкий вред здоровью или наступила смерть потерпевшего, то дело рассматривается в рамках уголовного судопроизводства.
В случае признания вины водителя, он будет нести уголовную ответственность. Наказание за причинение тяжкого вреда здоровью или смерть в результате ДТП зависит от ряда факторов:
- Умышленность действий водителя.
- Состояние водителя в момент ДТП.
- Место происшествия.
- Количество пострадавших.
Оценка ущерба здоровью в рамках судебного разбирательства ДТП
В ходе судебного процесса по ДТП проводится судебно-медицинская экспертиза, цель которой — установить степень тяжести полученных травм. В ходе экспертизы также определяется потеря трудоспособности, что имеет важное значение для виновника аварии, поскольку от тяжести телесных повреждений напрямую зависит мера наказания.
Это исследование проводится только медицинскими учреждениями в соответствии с установленным порядком. Особую значимость оно приобретает для виновника, так как от оценки тяжести травм зависит, насколько серьёзным будет его наказание, а разница может быть весьма значительной.
В приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития № 194н подробно описаны критерии, по которым травмы подразделяются на степени тяжести. Также доступна таблица, позволяющая определить степень утраты работоспособности.
Лёгкая и средняя степень вреда здоровью
Синяки, царапины, ссадины и небольшие раны, не приводящие к потере трудоспособности и не требующие больничного листа, не считаются травмами, причинившими вред здоровью.
К лёгким травмам относятся следующие:
- болезнь длилась не более трёх недель;
- произошла незначительная, но устойчивая утрата общей трудоспособности.
К повреждениям средней тяжести относятся телесные повреждения, не угрожающие жизни, при которых:
- на излечение требуется более 21 дня, но не более 120 дней;
- наступило длительное расстройство здоровья, не представляющее опасности для жизни.
Тяжкий вред здоровью
Травмы, представляющие опасность для жизни, ведущие к невосполнимым утратам функций органов и значительному снижению трудоспособности, относятся к тяжким.
Подробный список таких травм приведён в упомянутом приказе Минздрава. Из-за его обширности я не буду приводить его полностью, отмечу лишь некоторые из них:
- раны головы и шеи;
- травмы позвоночника и спинного мозга;
- проникающие раны грудной клетки, живота и таза;
- закрытые повреждения внутренних органов;
- повреждения крупных сосудов;
- сильные ожоги;
- переломы рёбер;
- состояния, при которых без медицинской помощи человек может умереть — болевой шок, кома, сильное кровотечение и т. д.;
- потеря зрения, слуха, речи;
- утрата органа или его части, или утрата им своих функций;
- прерывание беременности;
- психическое расстройство, а также заболевание наркоманией;
- повреждения лица, которые не исчезают сами по себе со временем — тяжесть в этом случае определяет судья, а не эксперт;
- сложные переломы, ведущие к утрате трудоспособности.
Наличие хотя бы одного из перечисленных повреждений позволяет отнести общий вред к той или иной группе, а если повреждений несколько, определяющей будет самая серьёзная травма.
Ответственность виновника ДТП
Человек, создавший ситуацию, которая привела к аварии, должен нести ответственность только за те последствия, которые непосредственно связаны с участием в ДТП. Поэтому для каждого случая проводится экспертиза, устанавливающая, какое заболевание или травма возникли в результате происшествия.
Рассмотрим несколько примеров. Если в результате аварии человек получил тяжёлые травмы и, несмотря на все усилия врачей, умер во время операции, виновный будет нести ответственность как за причинение смерти в результате ДТП.
В другом случае пострадавший после аварии находился в тяжёлом состоянии, но выжил. Однако из-за неправильного лечения он умер. В этой ситуации виновник ДТП будет нести ответственность только за тяжкие телесные повреждения.
Ещё одна ситуация: у человека из-за происшествия обострилось хроническое заболевание. В этом случае виновник должен будет возместить расходы только на лечение, необходимое для восстановления здоровья до состояния, которое было до аварии, но не обязан оплачивать лечение хронического заболевания, которое может продолжаться всю жизнь.
Наказание за ДТП зависит от степени тяжести причиненного ущерба. Степень тяжести определяется судебно-медицинской экспертизой.
Если ущерб здоровью был оценен как легкий, то водителю грозит штраф от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до полутора лет (часть 1 статьи 12.24 КоАП РФ).
При средней тяжести ущерба наказание составляет штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение прав на срок от полутора до двух лет (часть 2 статьи 12.24 КоАП РФ).
Если же ущерб был признан тяжким или в результате ДТП наступила смерть, то виновнику, скорее всего, грозит уголовная ответственность по статье 264 Уголовного кодекса РФ или статье 264.1.
Статья 264 УК РФ предусматривает различные виды наказаний в зависимости от последствий ДТП.
Санкции за причинение тяжкого вреда или смерти по неосторожности
Если водитель по неосторожности причинил тяжкий вред здоровью, то ему может быть назначено одно из следующих наказаний:
- Ограничение свободы на срок до трех лет.
- Принудительные работы на срок до двух лет.
- Арест на срок до шести месяцев.
- Лишение свободы на срок до двух лет.
Если же водитель, причинивший тяжкий вред по неосторожности, был в состоянии опьянения или покинул место ДТП, то ему грозит более строгое наказание:
- Принудительные работы на срок до пяти лет.
- Лишение свободы на срок от трех до семи лет.
В случае если по неосторожности водителя наступила смерть человека, то ему грозит лишение свободы на срок до пяти лет (часть 3 статьи 264 УК РФ). Если же виновник находился в состоянии опьянения или покинул место аварии, то наказание составит от пяти до двенадцати лет (часть 4 статьи 264 УК РФ).
В случае смерти двух и более человек виновник может быть лишен свободы на срок до семи лет (часть 5 статьи 264 УК РФ), а если он был в состоянии опьянения или оставил место аварии, то срок может составить от восьми до пятнадцати лет (часть 6 статьи 264 УК РФ).
Все вышеперечисленные наказания по статье 264 УК РФ сопровождаются дополнительным наказанием — лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Если у водителя есть судимость за преступление, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть людей, и он вновь совершил аналогичное преступление в состоянии опьянения, то ему грозит уголовная ответственность по части 2 статьи 264.1 УК РФ. Наказание по этой статье может включать:
- Штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет.
- Исправительные работы на срок до двух лет.
- Ограничение свободы до трех лет.
- Принудительные работы на срок до трех лет.
- Лишение свободы на срок до трех лет.
Кроме того, осужденный будет лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.
Что, если в действиях водителя был умысел
Если водитель умышленно причинил тяжкий вред здоровью, то наказание может составить до восьми лет лишения свободы (часть 1 статьи 111 УК РФ).
В случае доказанной вины в умышленном причинении смерти пострадавшего, виновник может быть лишен свободы на срок от 12 до 15 лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Конкретное наказание и виновность определяются судом. При этом учитываются все обстоятельства происшествия, которые могут смягчить или усугубить вину. Например:
- Совершение водителем грубых нарушений ПДД ранее.
- Состояние опьянения.
- Раскаяние.
- Добровольное возмещение вреда.
- Сложная жизненная ситуация.
Чтобы избежать лишения свободы за причинение вреда пострадавшему в ДТП, необходимо представить в суд доказательства своей невиновности. Это могут быть:
- Заключение автоэкспертизы, показания свидетелей.
- Заключение МЭК о том, что виновнику стало плохо в момент ДТП, с приложением справок о наличии хронических заболеваний.
- Документы, подтверждающие, что причинение вреда здоровью стало результатом грубой неосторожности самого пострадавшего или противоправных действий третьих лиц.
- Документы, доказывающие, что действия пострадавшего носили противоправный характер.
- Документы, свидетельствующие о том, что причиной ДТП стали плохие погодные условия, плохое дорожное покрытие или слабое освещение проезжей части дороги.
Также смягчающим обстоятельством может быть наличие у виновника на иждивении супруги и малолетних детей.
Кроме того, можно представить возражения против объема причинённого ущерба.
В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) можно воспользоваться Европротоколом, если соблюдены определённые условия.
Основные требования к Европротоколу
- В аварии не должно быть пострадавших, а также не должны быть повреждены другие объекты, такие как заборы, столбы, дорожные ограждения или грузы.
- У обоих участников ДТП должны быть действующие договоры ОСАГО или «Зелёная карта».
- Если у водителей нет разногласий, это должно быть зафиксировано в извещении о ДТП.
- В случае разногласий, информация о ДТП должна быть зафиксирована с помощью системы ГЛОНАСС или специальных приложений, таких как «Помощник ОСАГО» или «ДТП Европротокол».
- Ущерб, причинённый транспортным средствам, не должен превышать максимальный размер выплаты по страховке, который составляет не более 100 тысяч рублей.
Особенности применения Европротокола
Следует отметить, что прицеп не считается транспортным средством. Это означает, что если столкнулись два автомобиля с прицепами или одно ТС с прицепом, а другое без него, то оформление без участия ГИБДД возможно. Однако, если одна из машин буксировала другую, и в них врезалась третья, то уже три ТС, и Европротокол не может быть использован.
Размер ущерба не является ограничивающим условием. Просто сумма, указанная выше, является максимальной выплатой, которую вы можете получить.
Если перечисленные условия не соблюдены или второй участник не признаёт свою вину, хотя нарушил правила, имеет свою точку зрения на произошедшее, агрессивен или находится в состоянии алкогольного опьянения, необходимо вызвать сотрудников автоинспекции.
Если же все условия соблюдены, то можно оформить аварию самостоятельно.
Порядок действий при оформлении Европротокола без участия ГИБДД
- Оцените обстановку. После столкновения с другим автомобилем остановитесь, включите аварийную сигнализацию и установите знак аварийной остановки. Если ДТП произошло в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости, наденьте светоотражающий жилет.
- Выясните обстоятельства. Выясните, есть ли пострадавшие, каковы повреждения и есть ли у второго участника страховка.
- Проверьте документы. Проверьте паспорт второго участника (если есть), водительские права и документы на автомобиль, а также полис на сайте РСА онлайн.
- Примите решение. Если все условия соблюдены, ущерб небольшой и второй участник согласен с вами, то можно приступать к оформлению аварии без вызова ГИБДД.
Важно вызвать сотрудников ГИБДД и не оформлять Европротокол при бесконтактном ДТП. В противном случае страховая компания может отказать в выплате возмещения, и вам придётся обращаться в суд, чтобы получить компенсацию за ущерб с виновника.
- Сделайте фотографии. В течение 60 минут после ДТП сделайте фотографии. Для этого подойдёт практически любой смартфон.
- Сфотографируйте детали. Сделайте фотографии:
– общего плана аварии, чтобы было понятно, где она произошла, а также знаков и разметки, состояния дороги и взаимного расположения автомобилей;
– крупных планов обоих автомобилей со всех сторон, чтобы были видны госномера и подробно сняты повреждения ТС;
– различных следов, возникших в результате аварии, таких как осколки фар, элементы бампера, следы торможения и т. п. - Соберите контакты свидетелей. Это не обязательно, но может пригодиться в случае споров со страховой компанией.
Третий шаг: оформление извещения о дорожно-транспортном происшествии
Это важнейший этап, на котором происходит непосредственное оформление Европротокола. Иногда само извещение также называют «Европротоколом». Бланки можно получить бесплатно в офисе страховой компании. Обычно при покупке полиса выдают два экземпляра.
Если у участников аварии нет Европротокола, можно попытаться найти его следующими способами:
- Попросить знакомых или родственников принести бланк извещения о ДТП.
- Посетить ближайший офис страховой компании и получить бланк там.
- Остановиться у проезжающих водителей и спросить, есть ли у них такой бланк.
- Обратиться к аварийным комиссарам, у которых, как правило, всегда есть необходимые документы.
В любом случае, необходимо зафиксировать место происшествия и расположение автомобилей на фото и видео. Если не удалось найти бланк, следует вызвать сотрудников ГИБДД.
Можно ли распечатать Европротокол самостоятельно?
Согласно пункту 1.4 Правил, страхователь может распечатать извещение о ДТП с официального сайта страховщика в интернете. Это означает, что использование самостоятельно распечатанных бланков допускается.
Важно учитывать, что стандартные бланки самокопирующиеся. Поэтому:
- При заполнении самостоятельно распечатанного бланка следует быть внимательным, чтобы информация на обоих бланках совпадала. Однако проверить все ошибки может быть сложно, поэтому лучше использовать выданные бланки.
- Распечатывать извещение нужно на одном листе бумаги с двух сторон, как минимум в двух экземплярах.
Где взять бланк для распечатывания?
В Правилах ОСАГО владельцев транспортных средств указано, что бланк следует брать на официальном сайте страховой компании. Чтобы получить бланк, следуйте инструкции:
- Найдите официальный сайт своей страховой компании через поисковик, чтобы не попасть на сайт, копирующий оригинальный.
- Перейдите в раздел, посвящённый страхованию автомобилей и ОСАГО.
- Найдите файл с извещением для печати.
- Распечатайте извещение о ДТП на листе формата А4 с двух сторон в двух экземплярах. Рекомендуется распечатать ещё несколько дополнительных экземпляров на случай ошибок при заполнении.
Как заполнить Европротокол?
Информацию в бланк нужно вносить шариковой ручкой. Это позволит получить качественный отпечаток на самокопирующейся стороне и избежать ошибок в случае намокания листов.
Лицевая сторона бланка заполняется водителями совместно на месте ДТП. Им необходимо выбрать из списка все обстоятельства, имеющие отношение к аварии. Список содержит 22 пункта и отметку «Иное».
Обратите внимание, что лицевая сторона бланка содержит как совместно заполняемые разделы, так и колонки, которые водители заполняют самостоятельно (центральная часть бланка). При заполнении следите, чтобы вносимые сведения копировались на второй лист. Для этого нужно сильнее нажимать на ручку.
Каждый водитель должен поставить свою подпись в пункте 10 и в строке «Подписи водителей, удостоверяющие отсутствие разногласий». После этого бланк разрывается, и каждый водитель заполняет оборотную сторону своей части бланка. Подпись на оборотной стороне ставит только заполнивший её водитель. Обычно потерпевший забирает подлинник, а виновник — копию заполненного извещения о ДТП.
Важно! Все исправления, внесённые после разделения бланков, должны быть заверены подписями обоих участников. Однако лучше не допускать исправлений и в случае ошибок переписывать Европротокол на новом бланке.
Как составить схему ДТП в Европротоколе
Прежде чем приступить к заполнению Европротокола, рекомендуется составить схему ДТП на бумаге. Это поможет вам не забыть, как именно располагались автомобили на дороге в момент аварии.
В схеме следует указать:
- Подробное описание места ДТП — с указанием улиц, трасс, номеров домов и т.д.
- Положение транспортных средств перед аварией — их можно изобразить в виде прямоугольников и обозначить как «А» и «В».
- Наличие светофоров, дорожных знаков и разметки. Место столкновения автомобилей.
- Положение транспортных средств после аварии.
Как заполнить оборотную сторону Европротокола
Если с лицевой стороной Европротокола всё более или менее понятно, то оборотная сторона может вызвать некоторые вопросы.
Оборотную сторону можно заполнить сразу после аварии или позже. Текст, который пишут водители, будет отличаться в обоих экземплярах бланка, поскольку у каждого своё понимание условий и причин произошедшего. Однако описание не должно противоречить схеме ДТП на лицевой стороне бланка, иначе это может вызвать вопросы у страховой компании.
Пункты оборотной стороны Европротокола заполняются в следующем порядке:
- В разделе «Транспортное средство» отметьте галочкой свой автомобиль, чтобы было понятно, от чьего лица идёт повествование.
- Описываем обстоятельства ДТП (подробнее об этом позже). Указываем, кто управлял транспортным средством в момент аварии.
- В пункте 4 ставим прочерк или большую букву Z — в европротоколе может быть не более двух участников. В разделе «Повреждения иного имущества, кроме транспортного средства», также ставим прочерк.
- В пункте 6 указываем, может ли автомобиль передвигаться своим ходом. В примечаниях можно указать другую информацию, например, наличие фото- или видеозаписи аварии, которые можно приложить к материалам.
- В конце ставим дату и подпись с расшифровкой.
Если вы не можете уместить все сведения в извещение, можно прикрепить дополнительный лист, поставив галочку в клетке «С приложением» ниже подписи.
Как правильно описать обстоятельства ДТП в Европротоколе
При заполнении раздела «Обстоятельства ДТП» следует придерживаться стандартных требований к составлению юридических документов:* Излагайте информацию кратко, но с деталями. При описании обязательно указывайте марки и номера транспортных средств участников аварии, время и место аварии, действия водителя в этот момент, причину ДТП, данные свидетелей, которые могут подтвердить вашу позицию.
Помарки и исправления нежелательны — если их много, лучше переписать. Пишите разборчиво и грамотно — если почерк неразборчив, используйте печатные буквы.
Описание ведётся от первого лица, например: «Я, ФИО, двигался на таком-то транспортном средстве по такой-то улице в таком-то населённом пункте». Далее описываете хронологию событий. Обратите внимание, что в поле «Обстоятельства ДТП» не следует указывать информацию, не относящуюся к делу (погоду, детали разговора с пассажирами и т.д.).
Если вы считаете, что другие обстоятельства, не связанные с действиями водителя, имеют значение, укажите их. Например, если причиной аварии стало отсутствие разметки на дороге, неправильно установленный дорожный знак, действия третьих лиц или погодные условия.
Если вы признаёте свою вину в ДТП, укажите это при описании происшествия. Если не согласны — такая оговорка не требуется. В остальном обстоятельства ДТП описываются водителями по своему усмотрению.
Корректное описание обстоятельств влияет на получение страховой выплаты пострадавшему и имеет значение при определении виновника ДТП.
Далее рассмотрим примеры заполнения раздела «Обстоятельства ДТП» в зависимости от типичных ситуаций.
После того как вы самостоятельно оформили дорожно-транспортное происшествие (ДТП), необходимо следовать определённым шагам. В течение пяти рабочих дней после аварии оба участника должны отправить свои части извещения в страховые компании.
Сделать это можно как лично, так и по почте. При отправке извещения заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, важно сохранить почтовую квитанцию, которая послужит подтверждением своевременной отправки бланка Европротокола в страховую компанию.
Потерпевший, передавая заполненный бланк извещения, должен подать заявление о возмещении ущерба и другие необходимые документы своему страховщику. Если этого не сделать, то выплата не будет произведена.
Если потерпевший выполняет свои обязанности, а виновник аварии нет, то первый имеет право на компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Поэтому, если страховая компания отказывает в урегулировании убытков из-за того, что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, это незаконно.
Страховщик должен выплатить компенсацию или направить автомобиль на ремонт в течение 20 рабочих дней, как и в любом другом страховом случае. Важно отметить, что ремонт имеет приоритет над страховой выплатой. В большинстве случаев страховая компания направляет автомобиль на ремонт. Если у вас есть возможность выбора, оцените оба способа возмещения и выберите подходящий.
Полезный совет: при передаче извещения в страховую компанию попросите сделать копию и заверить её печатью страховщика. Возьмите эту копию с собой, чтобы у сотрудников ГИБДД не возникало вопросов о том, оформлено ли ДТП, из-за которого были получены повреждения.
Сумма выплаты по Европротоколу
Лимит выплаты при оформлении дорожного происшествия без участия ГИБДД (если у водителей нет системы ГЛОНАСС или приложения) составляет 100 тысяч рублей.
Также возможна страховая выплата до 400 тысяч рублей, если:
- у участников ДТП нет разногласий относительно происшествия;
- данные страховщику зафиксированы и переданы с помощью мобильного приложения или установленного на транспортное средство оборудования ЭРА-ГЛОНАСС.