Содержание статьи:
30 ноября президент России подписал закон о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Уже второй год подряд главной статьей бюджета являются расходы на оборону. В этом году они впервые превысили расходы на социальную политику. В 2025 году планируется уменьшить расходы на социальную сферу и увеличить расходы на оборону.
Структура бюджета свидетельствует о том, что правительство существенно изменило свои взгляды на будущее. Если ещё год назад в трёхлетнем проекте бюджета предполагалось постепенное сокращение военных расходов, то теперь они планируются на рекордно высоком уровне как минимум до 2027 года.
Вот что ещё следует знать о главном финансовом документе страны.
1. Какие траты заложили в бюджет.
Правительство планирует потратить в 2025 году 41,5 триллиона рублей. Это на 4,3 триллиона больше, чем было предусмотрено федеральным законом на 2024 год. Ещё год назад власти ожидали, что в 2025 году будет потрачено 33,5 триллиона рублей, но в утвержденном бюджете сумма оказалась на четверть больше.
Изначально планировалось, что каждый четвёртый рубль будет направлен на социальные нужды, а оборонные расходы будут сопоставимы. Однако теперь приоритеты изменились. На социальную политику отводится около 15% бюджета, а на оборону — почти 33%.
Давайте рассмотрим основные статьи расходов.
Национальная оборона.
Расходы на оборону занимают лидирующую позицию в бюджете, и их объем неуклонно растет. В докризисном 2021 году они составляли 3,6 триллиона рублей, что почти в четыре раза меньше запланированных на 2025 год 13,5 триллионов. По сравнению с уровнем 2024 года, траты увеличатся на четверть.
Этот раздел бюджета остается самым закрытым: 85% его статей засекречены. В пресс-релизе Минфина направления расходов обозначены лишь одним предложением: оснащение вооруженных сил, выплата денежного довольствия и поддержка предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Самая крупная статья в открытой части бюджета — расходы на выплаты персоналу, на которые правительство предлагает выделить 1,3 триллиона рублей. Учитывая штат Вооруженных Сил Российской Федерации, составляющий 1,5 миллиона человек, эта сумма не кажется чрезмерной.
Однако силовой блок бюджета на самом деле шире. К нему можно отнести расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность — это еще 3,5 триллиона рублей. Из них 1,3 триллиона засекречены, а 1,8 триллиона пойдут на выплаты персоналу — зарплаты полицейских, росгвардейцев, прокуроров, сотрудников Следственного комитета и других ведомств.
Бюджет также позволяет ознакомиться с некоторыми планами по техническому оснащению служб правопорядка. Например, для патрульных автомобилей ГИБДД планируется закупить бортовые комплексы с функцией распознавания государственных номеров. За три года на это будет потрачено почти 7 миллиардов рублей.
Социальная политика.
Это единственный крупный блок расходов, который ожидает существенное сокращение финансирования. После плановых 7,7 триллионов рублей в 2024 году на 2025 год хотят выделить лишь 6,5 триллионов.
Из них 1,7 триллиона — это пенсии военнослужащим и обеспечение их жильем, 1,4 триллиона — пособия по рождению и воспитанию ребенка, 0,5 триллиона — материнский капитал.
Минфин не объясняет причин сокращения социального бюджета. Вероятно, это связано с уменьшением числа получателей пенсий на фоне увеличения пенсионного возраста. В 2025 году российским предпенсионерам добавили еще один трудовой год, в связи с чем никто из тех, кому прежде полагалась пенсия по старости, на нее не выйдет, за исключением особых категорий «досрочников».
Об этом же свидетельствует и планируемое сокращение трансфертов из федерального бюджета в пользу СФР. В 2025 году ему собираются перечислить около 4 триллионов рублей, а в 2024, согласно бюджету фонда, — свыше 5,4 триллионов.
К социальным расходам можно отнести и затраты, которые формально приписаны к блоку ЖКХ — субсидирование льготной ипотеки. Государство возмещает банкам недополученные доходы по жилищным программам: семейной, сельской, дальневосточной и ИТ-ипотеке, а также по ипотеке под 8%. Последняя хоть и завершилась в июле 2024 года, но выплаты по ней продолжатся, пока заемщики не расплатятся с банками.
Из-за высоких рыночных ставок бюджету становится все тяжелее справляться с этой нагрузкой. В 2023 году субсидии составляли меньше 200 миллиардов, в 2024 — более триллиона, а на 2025 закладывают уже 1,3 триллионов рублей. Это ненамного меньше, чем годовой бюджет на образование. При этом государство платит не только за тех, кто купил квартиру для жизни, но и за инвесторов, которым она обеспечивает пассивный доход. По данным Счетной палаты, почти 115 тысяч россиян оформили на себя две и более льготные ипотеки.
Экономика.
По проекту бюджета, траты на развитие российской экономики составят в 2025 году 4,4 триллиона рублей. Это ненамного больше ожидаемых расходов 2024 года.
Самая крупная статья экономического блока — субсидии бизнесу на 1,3 триллиона рублей, включая 266 миллиардов на поддержку госкорпораций. С ростом ключевой ставки они тоже стали обходиться дороже. Власти даже рассматривали сценарий полной отмены льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Но пока до этого не дошло.
Важное место в бюджете на национальную экономику занимают расходы на инфраструктуру. Траты на строительство и ремонт автодорог, включая поддержку Росавтодора, в 2025 году составят около триллиона рублей.
Правительство подчеркивает, что в новом трехлетнем бюджете делает ставку на обеспечение технологического суверенитета. Эти расходы предусмотрены в блоке новых национальных проектов, крупнейший из которых по объемам финансирования — «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». В 2025 году на него выделят 168 миллиардов рублей. В основном деньги пойдут на производство самолетов, вертолетов, судов и судового оборудования.
Еще почти 130 миллиардов потребует нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», включающий поддержку российских решений по внедрению искусственного интеллекта и других цифровых разработок. В этом же бюджете заложено расширение инфраструктуры для доступа в интернет, в том числе с помощью низкоорбитальной спутниковой группировки.
2. За счет чего вырастут доходы.
В бюджете на 2025 год заложен существенный рост доходов: с 36,1 триллиона рублей в 2024 году до 40,3 триллиона в 2025-м. Рассмотрим ключевые тенденции, которые будут определять объемы поступлений.
Значительный рост налогов.
Основным источником увеличения доходов бюджета станет повышение налоговой нагрузки на граждан и бизнес. Изменения в налоговой системе, принятые в 2024 году, позволят государству дополнительно собрать порядка 3,6 триллиона рублей в 2025.
Значительную часть этой суммы обеспечат предприятия. С января 2025 года они будут платить налог на прибыль по ставке 25% вместо 20%. В бюджет заложено увеличение доходов по этому налогу в 2,6 раза — до 2,95 триллиона рублей. Кроме того, для части организаций, которые ранее использовали упрощенную систему налогообложения, ввели обязанность по уплате НДС.
Также в 4,5 раза вырастут доходы федерального бюджета от подоходного налога — до 420 миллиардов рублей. Это связано с введением в России пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ, которая затронет людей с доходами свыше 2,4 миллиона рублей, что соответствует зарплате в 174 тысячи рублей в месяц.
Кроме того, с нового года планируется увеличение акцизов на бензин, алкоголь, сигареты и сладкую газировку. Как правило, рост издержек бизнес закладывает в цены товаров, поэтому изменения почувствуют на себе все потребители.
На плечи россиян ляжет и рост утилизационного сбора, за счет которого бюджет пополнится в 2025 году на 2 триллиона рублей. Это почти вдвое больше, чем ожидаемые сборы в 2024-м.
Еще более чем вдвое вырастут поступления по налогу на процентные доходы по вкладам. Однако здесь главная причина не в ужесточении бюджетной политики, а в росте доходности самих депозитов. На фоне высоких ставок государство планирует собрать с вкладчиков больше 250 миллиардов рублей в 2025 году.
Умеренный рост экономики.
Бюджет сверстан исходя из того, что российская экономика продолжит расти, хотя и более медленными темпами. После роста ВВП на 3,9% в 2024 году правительство ожидает его замедления до 2,5% в 2025.
Логика здесь простая: чем больше продукции производит страна, тем больше налогов она собирает. Кроме того, номинальные доходы будут увеличивать инфляция: рост цен приводит к пропорциональному росту оборотных налогов.
Так, налог на добавленную стоимость, который взимается как с отечественных производителей, так и с импортеров, в 2025 году пополнит бюджет на 15,5 триллиона рублей — на 2,2 триллиона больше, чем годом ранее. К слову, это в полтора раза превышает ожидаемые нефтегазовые доходы.
В целом доходы, не связанные с углеводородами, в 2025 году составят 29,4 триллиона рублей — после 24,8 триллиона в 2024. При этом в правительстве не ждут высоких темпов роста российской экономики и в последующие годы: к уровню 2024 они не вернутся как минимум до 2030.
Снижение значимости нефти и газа.
Власти страны сдержанно настроены по поводу нефтегазовых доходов: в бюджет заложили их сокращение с 11,3 триллионов рублей в 2024 до 10,9 триллионов в 2025 году.
Падения цен на нефть в правительстве не ждут: прогноз предполагает, что баррель будет стоить примерно так же, как и в 2024 — в районе 70 долларов. Рубль ослабнет до 96,5 рублей за доллар, что при прочих равных должно увеличить общие доходы. Но этого не произойдет по ряду причин.
Во-первых, Минфин закладывает сокращение на 440 миллиардов рублей поступлений НДПИ на газ. Вероятнее всего, речь идет о послаблениях для Газпрома, который с 2023 года приплачивает бюджету назначенный ему в ручном режиме дополнительный налог — по 50 миллиардов рублей ежемесячно.
Во-вторых, растут субсидии нефтепереработчикам, которые уменьшают размер нефтегазовых доходов. Часть из них идет на сдерживание роста цен на бензин на внутреннем рынке, другая — на стимулирование инвестиций. Всего выплаты по топливному демпферу, обратному акцизу и инвестнадбавке в 2025 году составят 4,1 триллиона рублей, что на 362 миллиардов больше плана на 2024.
Если бюджеты за 2024 и 2025 годы будут исполнены в обозначенных параметрах, то доля нефтегазовых доходов казны сократится с 31,3 до 27,1%. То есть Россия станет меньше зависеть от сырьевой ренты.
3. Каким будет дефицит.
В 2025 году, как и в предыдущие три года, расходы российского бюджета будут превышать его доходы. Дефицит составит 1,2 триллиона рублей.
Чтобы оценить размер дефицита в относительном выражении, его обычно соотносят с размером экономики. В 2025 году планируется дефицит на уровне 0,5% от валового внутреннего продукта (ВВП). Это сравнительно небольшой показатель даже по сравнению с развитыми странами. Например, в США в 2023 финансовом году дефицит бюджета составил 6,3% от ВВП. Однако у России гораздо меньше возможностей для финансирования своего дефицита.
Поскольку внешний рынок заимствований для РФ закрыт, правительству приходится полагаться только на внутренний рынок, где сейчас очень высокие ставки. На предстоящую трехлетку планируется ежегодно привлекать около 3,5 триллионов рублей в виде заимствований по облигациям федерального займа (ОФЗ).
В условиях высоких ставок правительство вынуждено занимать под двузначные проценты, что уже приводит к значительному увеличению расходов на обслуживание долговых обязательств. Если в 2023 году на эти выплаты было предусмотрено 1,5 триллиона рублей, то в 2024 году — 2,3 триллиона, а на 2025 год закладывают уже 3,2 триллиона. И это при условии, что Центральный банк начнет постепенно снижать ключевую ставку.
Сам регулятор в базовом сценарии планировал снижение ставки до 14-16% в 2025 году. Однако в октябре он пересмотрел свои планы, учитывая новые данные об инфляции и расходах бюджета. Теперь ЦБ прогнозирует коридор ставки в диапазоне 17-20%.
Центробанк увидел в представленных параметрах бюджета проинфляционные риски, связанные с сильным увеличением дефицита на 2024 год. Если летом, при корректировке бюджета, предполагалось, что дефицит вырастет с 1,6 до 2,1 триллиона рублей, то теперь Минфин уточнил это значение до 3,3 триллионов.
Это означает, что государство значительно увеличит свои расходы в конце 2024 года. В январе-октябре они составляли в среднем по 3 триллиона рублей в месяц, а в ноябре-декабре должны вырасти до 4,76 триллиона. Это очень большой дополнительный приток денег в экономику, который может привести к росту инфляции.
Эксперты считают, что в таких условиях повышение ключевой ставки крайне вероятно, и значительно возросли риски, что она останется высокой дольше, чем ожидалось. В самом ЦБ уже признали, что инфляция в 2024 году превысит прогноз годовой давности почти вдвое и составит 8-8,5%. Также в ЦБ допустили, что ставка может подняться выше рекордных 21%.