Содержание статьи:
Предприниматели, развивающие свой бизнес, хорошо понимают, что для увеличения прибыли и расширения компании часто требуются инвестиции. Однако не всегда есть свободные средства для новых коммерческих целей, поскольку значительная часть финансов обычно находится в обороте бизнеса.
В некоторых случаях учредители ООО могут использовать внутренние ресурсы, такие как прибыль, уставный капитал или устойчивые пассивы, а также деньги из амортизационного фонда. Однако чаще всего требуются более крупные суммы, и в таких случаях стоит рассмотреть возможность получения кредита.
В этой статье мы расскажем о различных кредитных программах, предназначенных для разных целей бизнеса. Вы узнаете о требованиях банков к заёмщикам, необходимых документах и шагах, которые нужно предпринять для получения займа.
Виды кредитов для юридических лиц
Существует пять наиболее популярных видов кредитов, которыми пользуются компании. Каждый из них предназначен для решения определённых коммерческих задач, поэтому компании могут выбрать наиболее подходящий кредитный продукт.
Для начала важно чётко определить цель, которую вы хотите достичь: приобретение автомобиля или спецтехники, покрытие кассовых разрывов или выплата налогов и заработной платы сотрудникам. В зависимости от вашей цели, вы сможете выбрать наиболее подходящий вид кредита.
Овердрафт
Если вы бизнесмен и вам нужно закрыть кассовый разрыв, который образовался из-за разницы между расходами и доходами в течение месяца, то вам может подойти программа овердрафта.
Оформив овердрафт, вы получите доступ к дополнительным средствам на вашем счёте. Это поможет вам покрыть текущие расходы, такие как оплата товаров, аренда и зарплата сотрудникам. Когда на ваш счёт поступит выручка, сумма задолженности по кредиту автоматически уменьшится.
Факторинг
Кредитный продукт для предпринимателей, которые имеют дело с крупными объёмами или получают оплату с отсрочкой по условиям контракта. Поскольку крупные компании часто предпочитают производить оплату за товары и услуги после их получения, крупные объёмы и постоплата могут пересекаться.
В таких случаях предпринимателю необходимы средства для покрытия текущих расходов, и он может быстро получить их через факторинг. Факторинг представляет собой процесс, в котором банк выступает в качестве посредника между предпринимателем и его контрагентом. Банк выплачивает деньги предпринимателю сразу, а затем получает оплату от покупателя в соответствии с договорённостями.
Факторинг может быть открытым или закрытым:
- Открытый факторинг подразумевает, что покупатель осведомлён о том, что должен деньги посреднику. Он подписывает соответствующие документы и переводит средства на счёт банка.
- Закрытый факторинг означает, что покупатель не знает о том, что предприниматель использует факторинг. В этом случае предприниматель получает оплату от покупателя, а затем перечисляет деньги в банк.
Кредитная линия
Кредитная программа для предпринимателей, которые знают, что в определённый период им регулярно будут нужны деньги, но при этом они не могут точно определить, сколько именно. В таких случаях банк может предложить ООО кредитную линию с установленным лимитом. Это означает, что предприниматель сможет брать нужные суммы для коммерческих целей без необходимости каждый раз подавать заявку на кредит. Проценты будут начисляться только за время, когда ООО использует средства.
Обычно кредитные линии предоставляются крупному бизнесу с устойчивой прибылью и хорошей деловой репутацией.
Условия кредитования и требования к заёмщикам
Выбирая банк, обратите внимание на требования, которые он предъявляет к заёмщикам. Условия кредитования могут различаться, но обычно они включают в себя следующие пункты:
- ООО должно быть официально зарегистрировано в Российской Федерации;
- компания должна существовать не менее 6–12 месяцев;
- ООО должно иметь стабильный и прозрачный доход;
- у учредителей и генерального директора должна быть хорошая кредитная история как у физических лиц, а также отсутствовать задолженности по штрафам, налогам и исполнительным производствам;
- у ООО должны быть залог и поручители.
Важно помнить, что условия кредитования могут существенно отличаться в зависимости от выбранной программы и банка. Поэтому перед оформлением кредита рекомендуется изучить и сравнить информацию о требованиях разных банков.
Особенности
5 важных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе кредита для бизнеса:
- Ставка. Она зависит от категории вашего бизнеса, вашей кредитной истории, а также от вида, срока и суммы кредита.
- Срок. Обычно кредиты для юридических лиц выдаются на срок до 3 лет. Однако срок может различаться в зависимости от вида кредита и ваших индивидуальных условий. Например, овердрафт — это краткосрочный займ, который обычно возвращают за 60 суток. А для крупного надёжного клиента кредит на большую сумму могут оформить на 5 лет.
- Лимит**. Он рассчитывается индивидуально. При расчёте могут учитываться ваша кредитная история, доходы и программа кредитования.
- График платежей. Есть два основных графика платежей: дифференцированный и аннуитетный. Некоторые банки предлагают индивидуальный график платежей, учитывающий ваши потребности и доходы.
- Обеспечение. Если у вас есть обеспечение кредита, ваши шансы на одобрение выше. В качестве залога может выступать недвижимость, транспорт или товар.
Если вы впервые знакомитесь с кредитными продуктами и не знаете всех нюансов, имеет смысл посоветоваться с профессиональным сотрудником банка. Для этого достаточно выбрать банк, который специализируется на работе с предпринимателями, и связаться со специалистом. Подробно расскажите эксперту о своей компании и бизнес-задачах, и вам помогут подобрать подходящую кредитную программу.
Необходимые документы при кредитовании
Юридические лица при обращении в банк за кредитом должны предоставить обширный пакет документов. Как правило, финансовая организация запрашивает:
- заявление на предоставление кредита;
- информацию об учредителях и генеральном директоре ООО;
- учредительные документы;
- образцы подписей доверенных лиц;
- оттиски печатей;
- справки о доходах;
- справки о наличии кредитов;
- документы о постановке на налоговый учёт;
- отчётность по доходам и расходам;
- выписку с расчётного счёта;
- документы на имущество, которое будет служить обеспечением кредита.
Список документов может быть гораздо больше. Например, если юридическое лицо планирует запустить новый проект, банк может запросить подробный бизнес-план. В некоторых случаях какие-то документы могут не потребоваться.
Этапы оформления
Чтобы получить кредит, необходимо выбрать подходящий банк. Особое внимание стоит обратить на банки, которые специализируются на работе с предпринимателями. У таких банков, как правило, есть кредитные программы, наиболее подходящие для бизнеса.
После выбора банка нужно выполнить несколько шагов:
- Отправить предварительную заявку-анкету.
- Проконсультироваться со специалистом, выбрать кредитную программу и получить список необходимых документов.
- Предоставить все требуемые документы.
- Дождаться решения по заявке. В случае необходимости предоставить дополнительные документы.
- Заключить договор. Перед подписанием важно внимательно прочитать его и задать все интересующие вопросы.
- Получить деньги. Обычно средства перечисляются на расчётный счёт, но можно также получить их наличными, если заранее об этом попросить.
После получения кредита важно своевременно вносить ежемесячные платежи и не допускать просрочек. Это поможет сохранить хорошую кредитную историю и в будущем иметь возможность обратиться в банк за новым кредитом, если это потребуется. Для добросовестного заёмщика следующий кредит может быть предоставлен на более выгодных условиях.
Как получить кредит для юр лица?
Если ваша компания официально зарегистрирована и работает без убытков, вы можете рассчитывать на получение кредита. Чтобы оформить кредит, вам нужно выполнить несколько шагов:
- Выберите подходящий банк. Изучите предложения разных банков и выберите тот, который предлагает наиболее выгодные условия для вашей компании. Обратите внимание на репутацию и специализацию банка. Например, если вы предприниматель, вам могут быть интересны предложения банков, специализирующихся на работе с малым и средним бизнесом.
- Ознакомьтесь с требованиями к заёмщикам. Обычно требования зависят от вида кредита и его суммы. Если вам нужен кредит на небольшую сумму, например, 500 000 рублей, то требования к заёмщику могут быть менее жёсткими, чем при оформлении кредита на большую сумму, например, 10 000 000 рублей. Также обратите внимание на список документов, которые вам нужно будет предоставить.
- Подайте заявку. Даже если вы уже выбрали вид кредита, не стесняйтесь обратиться к специалисту банка. Он может предложить вам индивидуальную ставку или подобрать более выгодное предложение. Часто для клиентов банка действуют специальные условия, поэтому вы можете сразу оставить заявку на открытие счёта или узнать условия кредитования в банке, в котором уже есть ваш счёт.
- Соберите пакет документов. После того как вы выбрали банк и оставили заявку, вам нужно будет собрать пакет документов и отправить его в банк. Специалисты банка проверят ваши данные и примут решение по вашей заявке.
- Дождитесь ответа. Обычно банк быстро отвечает, одобрили кредит или нет. Но иногда у предпринимателя могут запросить дополнительные документы.
Требования банков к ООО
Прежде чем подавать заявку и пакет документов, стоит убедиться, что ваше ООО соответствует стандартным требованиям банков. Эти требования могут варьироваться, но обычно финансовые организации обращают внимание на следующие аспекты:
- хорошую кредитную историю;
- регистрацию в РФ;
- срок регистрации бизнеса;
- стабильный доход.
Также важно, чтобы при получении кредита у вашей компании не было высокой кредитной нагрузки, а также чтобы не было процесса ликвидации или банкротства.
Учредительные документы
К учредительным документам обычно относят все бумаги, определяющие организационную форму и правила работы предприятия.
Для оформления кредита банк может запросить следующие документы:
- Устав ООО;
- учредительный договор;
- документы, подтверждающие постановку на налоговый учёт;
- данные об учредителях, директоре и главном бухгалтере;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- лицензии или разрешения на конкретную деятельность;
- оттиски печатей и образцы подписей.
Также для получения кредита может потребоваться перечень всех учредителей и протоколы собраний по финансовым вопросам.
Кроме того, стоит подготовить документы, подтверждающие право собственности, или договор аренды помещения.
Финансовые документы
Банк может запросить у учредителей ООО документы, которые подтверждают стабильный доход компании. Это позволяет подобрать индивидуальные условия кредита, составить удобный график платежей и оценить, как быстро компания сможет вернуть кредит.
Для получения кредита предприниматели могут предоставить бухгалтерскую или налоговую отчётность, такую как:
- налоговые декларации;
- выписки со счетов;
- справки о расходах;
- копии кассовых книг;
- бухгалтерский баланс;
- документ, подтверждающий доходы;
- кредитную историю;
- справки о задолженностях или их отсутствии;
- бизнес-план.
Конкретный перечень документов может отличаться в зависимости от вида кредита. Чтобы узнать полный список документов, которые необходимо подготовить для получения кредита, рекомендуется обратиться в выбранный банк.
Сведения о компании
Банку важно понимать, чем занимается компания, с кем она сотрудничает, каковы её доходы и производственные успехи. Эта информация позволяет оценить деловую репутацию компании и её финансовую стабильность.
Если у учредителя есть документ, который может подтвердить его надёжность, то стоит предоставить его банку. Особенно это касается молодых компаний, которые зарегистрированы менее года назад, но уже планируют взять кредит.
Банки часто отказывают предпринимателям, создавшим ООО недавно. Поэтому молодым компаниям стоит предоставить дополнительные доказательства своей платёжеспособности, такие как:
- договоры с поставщиками и контрагентами;
- договор аренды;
- контракт на автомобили или спецтехнику в лизинге;
- документ о достижениях компании.