Как оформить право собственности на квартиру

Приобретение собственного жилья – всегда незабываемое событие в жизни любой семьи. Личная квартира является не только источником бытовых благ, но и зримым свидетельством более высокого социального статуса её владельцев. Однако, чтобы стать полноценным собственником жилища, недостаточно просто купить его.

Действующие законодательные нормативы требуют обязательного соблюдения ряда юридических формальностей, связанных с оформлением права собственности на квартиру. В связи с этим, у многих граждан, купивших квартиру, возникают вопросы организационного характера – как правильно зарегистрировать свои права на данное жильё и что для этого потребуется?

Законодательная база

Законодательная база

Российское законодательство определяет перечень всего частного имущества, которое в обязательном порядке подлежит регистрации. Сюда относится автотранспорт и прочие механические средства передвижения, земельные участки любого назначения, а также жилая недвижимость. Обязанность по регистрации жилья возложены на особый орган государственного учёта – Росреестр. Данное учреждение занимается регистрацией всех сделок с недвижимостью, связанных с переменой владельца или изменением формы собственности. Сюда относятся договора купли/продажи, дарения и вступления в права наследования.

Местные учреждения Росреестра имеются в каждом субъекте Федерации, в каждом более или менее крупном городе. До 2017 года государственным учётом недвижимости занимались разные инстанции: земельные участки регистрировались в кадастровой службе, а жильё – в бюро техинвентаризации. Единый Росреестр был создан в целях оптимизации работы госаппарата, большего удобства для клиентов, сведения к минимуму бюрократической волокиты. Для оформления права собственности на квартиру требуется предоставить в учреждение заявление с прилагаемым к нему пакетом документации.

Особенности оформления

Конкретные условия для регистрации различны для разных видов жилой недвижимости. Условно всю жилую недвижимость можно разделить на следующие типы:

  • Частные жилые дома, относящиеся к индивидуальным жилым строениям.
  • Квартиры в домах-новостройках.
  • Квартиры, приобретаемые на вторичном рынке жилья.
  • Земельные участки, предназначенные для жилищного строительства.

Если квартира приобретается в уже обжитом доме, на вторичной рынке, то за сбор всей документации, необходимой для регистрации, отвечает сам покупатель. Постановку квартиры на учёт в этом случае производит новый владелец, на основании договора купли недвижимости. Более сложная и запутанная процедура связана с регистрацией квартиры в только что построенном доме. Перед тем, как оформить право собственности на квартиру в новостройке, следует соблюсти ряд условий.

Сбором всей необходимой документации в этом случае заведует компания-застройщик. От правильности и полноты его действий зависят сроки регистрации квартир в новых многоквартирных строениях. Застройщик обязан:

  • Подготовить протокол распределения жилых и нежилых помещений. Это необходимо для отделения на бумаге квартир от коммерческих площадей, предназначенных для размещения магазинов и прочих объектов социальной инфраструктуры.
  • Получить в БТИ техпаспорта на построенный дом. В данном документе указываются основные технические параметры постройки – количество этажей, внутренняя планировка, общая площадь здания и размер каждой квартиры в отдельности.

В отдельных случаях происходят несовпадения между заявленными в документах метражами жилого помещения, и фактической площадью квартиры. В этом случае покупателям следует решать проблему индивидуальным образом, взыскивая с застройщика разницу в цене за недостающие квадратные метры. Кроме этого, представители строительной компании должны:

  • Получить в местной администрации официально оформленный передаточный акт. За его составление несёт ответственность строительно-архитектурный комитет.
  • Там же требуется получить разрешение на ввод жилого здания в эксплуатацию.

После проведения приёмо-сдаточных работ жилой дом официально признаётся пригодным для проживания, и жильцы могут начать оформление приобретённых в нём квартир.

Регистрация новой квартиры

Регистрация новой квартиры

Для постановки на регистрационный учёт квартиры в новом доме, от владельца жилья потребуется написать заявление об этом в органы Росреестра, либо в районное учреждение МФЦ. К ходатайству понадобится приложить необходимые документы:

  • Правоустанавливающую документацию. В данном случае — договор о приобретении жилья.
  • Акт о произведении строительных работ застройщиком.
  • Копии разрешительных документов на ввод здания в эксплуатацию.

Последние два документа новосёлам должна предоставить непосредственно фирма-застройщик, у которой была куплена квартира. Если же её представители по каким-либо причинам не желают передавать новому владельцу требуемую документацию, либо откровенно затягивают процедуру, гражданин вправе обратиться в суд для востребования нужных бумаг. Там же он вправе потребовать от компании выплату неустойки за произведённую по её вине задержку в регистрации права собственности.

Перед тем, как обращаться за содействием к органам юстиции, приобретатель жилья должен попытаться урегулировать проблему в досудебном порядке. Для этого он направляет письменную претензию в адрес застройщика. Она может быть индивидуальной, то есть, исходить от конкретного гражданина, либо коллективной – если претензии к компании выдвигает сразу группа граждан. Если ответчик игнорирует требования о предоставлении необходимой документации, либо отвечает отказом, гражданин имеет полное право обратиться в судебную инстанцию.

В судебном заявлении необходимо указать причины обращения и перечень требований к ответчику. Все утверждения и претензии, выдвигаемые истцом, должны опираться на твёрдую доказательную базу и положения действующего законодательства. Как показывает судебная практика, претензии приобретателей квартиры чаще всего удовлетворяются, и судья выносит постановление о необходимости передачи им всей необходимой документации. После получения пакета документов от застройщика и собрав всю прочую документацию, покупатель обращается в кадастровую службу для постановки квартиры на учёт.

При покупке жилья на вторичном рынке делать этого не придётся – жилые помещения в уже обжитых домах поставлены на учёт в кадастровые органы их первыми владельцами. Следующим шагом следует обратиться в местные органы Росреестра для получения документов на право собственности квартиры.

Подготовка первичной документации

Подготовка первичной документации

Скорость и простота регистрации жилья во многом зависит от полноты собранного пакета документов. Первым делом следует подписать акт приёмки квартиры от застройщика. При этом не следует торопиться – нужно совладать со своими радостными эмоциями, и внимательно осмотреть новое жилище на предмет недоделок и откровенного брака. Только после этого следует заверить акт своей подписью и получить ключи от квартиры.

Далее следует получить кадастровый паспорт жилья с прилагающимся к нему планом-схемой. В последнее время, в качестве небольшого «бонуса», застройщик самостоятельно ставит на учёт в кадастровой службе каждую квартиру. Если же подобная процедура не предусмотрена в пакете дополнительных услуг от компании-строителя, то ставить на учёт своё жильё каждому владельцу придётся самостоятельно. Для этого в бюро техинвентаризации получается техпаспорт квартиры, который вместе с актом передачи жилья и правоустанавливающим документом предоставляется в кадастровую службу.

Если собственник квартиры решит сделать перепланировку, то данный вопрос придётся урегулировать отдельно. В случае приобретения жилища по ипотечному кредиту, потребуется также предоставить кредитный договор или банковскую закладную. Закладной документ находится у банка, в связи с этим, при оформлении права собственности на квартиру, купленную в ипотеку, потребуется присутствие банковского работника. После погашения займа закладная возвращается владельцу жилья, и он становится его полноправным собственником.

Полный список документов

Полный список документов

Итак, полный список документации для регистрации права собственности на квартиру в новостройке выглядит следующим образом:

  1. Паспорт владельца, или всех совладельцев жилья. Если в числе совладельцев имеется несовершеннолетний ребёнок, предоставляются его метрики из органов ЗАГСа.
  2. Правоустанавливающая документация – договор покупки, долевого строительства, инвестирования в строительство.
  3. Приёмочный акт на квартиру.
  4. Паспорт и план квартиры. Получаемый в бюро техинвентаризации.
  5. Кредитный договор и закладной документ при покупке жилья в ипотеку.
  6. Разрешительная бумага от органов опёки на оформление долевой собственности на ребёнка. Предоставляется в случае необходимости.
  7. Если оформлением жилья занимается стороннее лицо, оно должно иметь официально заверенную доверенность от приобретателя квартиры.
  8. При долевом строительстве жилого здания в Росреестр нужно будет предоставить акт приёмки жилья в двух экземплярах. Один из них оставляется в учреждении, а второй возвращается владельцу.
  9. Копия разрешения комитета по строительству ввода здания в эксплуатацию, заверенная представителем застройщика.
  10. Заявление, заполненное на бланке установленного образца. Бланк выдаётся непосредственно сотрудниками регистрационной службы.
  11. Чек об уплате госпошлины в установленной законом сумме.

Весь означенный пакет документации подаётся либо непосредственно в регистрационную палату, либо в районное отделение МФЦ. Срок рассмотрения заявления, проверки предоставленной документации и регистрации собственности в среднем занимает около трёх недель, но в отдельных случаях он может растянуться и до месяца.

Как оформить право собственности на квартиру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *