Содержание статьи:
Кто может применять АУСН
Автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН) — это экспериментальный налоговый режим, который сейчас доступен только в четырёх регионах России: Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области.
Чтобы применять АУСН, ИП или ООО должны соответствовать нескольким критериям:
- Доходы компании за год не должны превышать 60 миллионов рублей.
- Объём основных средств (материальных активов) — не более 150 миллионов рублей.
- Среднесписочная численность работников — не более 5 человек.
- Все сотрудники компании должны быть резидентами РФ.
- Все сотрудники должны получать зарплату только на банковскую карту.
- Расчётный счёт компании должен быть открыт только в банке, который входит в «Перечень уполномоченных кредитных организаций».
- У ООО не должно быть филиалов или обособленных подразделений.
- ИП не должен совмещать АУСН с другими налоговыми режимами.
Если хотя бы одно из этих требований нарушается, например, компания открывает филиал, она теряет право на применение АУСН. В этом случае компания должна сама сообщить об утрате права на АУСН в налоговую инспекцию, и её переведут на другой налоговый режим. Обычно налогоплательщиков переводят на общую систему налогообложения (ОСНО), но если предприниматель хочет работать на другом режиме, например, на упрощенной системе налогообложения (УСН), и имеет на это право, он может подать заявление об этом.
Какой объект налогообложения на АУСН
На АУСН предприниматели могут выбрать одну из двух систем налогообложения:
- Доходы — ставка налога составляет 8%. Если компания платит торговый сбор, то сумму налога можно уменьшить на величину торгового сбора.
- Доходы минус расходы — ставка налога составляет 20%. Если компания не получила дохода, понесла убытки или расходы превысили доход, необходимо заплатить минимальный налог в размере 3% от дохода.
Важно, чтобы все расходы были проведены по безналичному расчёту с использованием расчётного счёта, открытого в уполномоченном банке.
Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, применяющие автоматизированную упрощённую систему налогообложения, освобождены от уплаты страховых взносов. Однако, если у них есть сотрудники, они должны платить взносы на травматизм за своих работников.
Кто считает налог
Одна из главных особенностей АУСН — это то, что налог рассчитывает не предприниматель, а ФНС. Для этого налоговая использует информацию из трёх источников:
- Банк, в котором у предпринимателя открыт расчётный счёт. Важно, чтобы это был один из уполномоченных банков, например, Точка.
- Оператор фискальных данных (ОФД). Он передаёт информацию обо всех финансовых операциях, проведённых через онлайн-кассу.
- Личный кабинет налогоплательщика. Здесь содержится информация обо всех операциях, которые проводились не через банк и онлайн-кассу. Например, если компания провела взаимозачёт с другой компанией.
Процесс расчёта налога выглядит следующим образом:
- До 7-го числа каждого месяца ФНС собирает данные об операциях за предыдущий месяц. Банк отправляет эти данные самостоятельно, но предприниматель может проверить и подтвердить правильность их разметки по категориям.
- До 15-го числа налоговая сообщает предпринимателю сумму налога, которую нужно уплатить.
- До 25-го числа предприниматель должен оплатить эту сумму.
В 2023 году в России был введён Единый Налоговый Счёт (ЕНС). Деньги поступают на этот счёт, и налоговая сама распределяет их на уплату налогов, страховых взносов и других платежей.
От каких налогов освобождаются предприниматели на АУСН
Предприниматель, переходящий на АУСН (автоматизированную упрощённую систему налогообложения), освобождается от уплаты ряда налогов в зависимости от своего статуса.
Индивидуальные предприниматели не платят НДС, НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также налог на имущество физических лиц, если это имущество используется для бизнеса. Однако есть некоторые исключения, например, необходимо будет заплатить НДС при импорте товаров или агентский НДС. Также придётся уплатить НДФЛ с доходов от бизнеса по ипотечным ценным бумагам, дивидендами и выигрышами.
Организации, перешедшие на АУСН, также освобождаются от уплаты нескольких налогов: НДС, налога на прибыль по стандартной ставке и налога на имущество ООО, для которого налоговая база рассчитывается по кадастровой стоимости. Однако НДС по импорту и агентским договорам, а также налог на имущество, где налоговой базой выступает кадастровая стоимость, всё же нужно будет заплатить.
Как перейти на АУСН
Процесс перехода на новую систему налогообложения зависит от того, как давно был зарегистрирован бизнес.
Если компания только что зарегистрировалась, у неё есть 30 дней, чтобы сменить налоговый режим. Для этого достаточно отправить уведомление в Федеральную налоговую службу (ФНС) о своём намерении.
Если индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью работает уже давно, начать работу на автоматизированной упрощённой системе налогообложения (АУСН) можно только с 1 января следующего года. Поэтому заявление о переходе нужно отправить до 31 декабря текущего года. Это можно сделать в личном кабинете налоговой или через приложение банка. Например, клиент «Точки» может отправить уведомление в налоговую прямо в интернет-банке. После отправки остаётся только дождаться подтверждения от ФНС.
После перехода на АУСН предприниматель сможет перейти на другой режим только в следующем календарном году. Для этого также нужно просто сообщить о переходе до 31 декабря.
Плюсы АУСН
У автоматической упрощённой системы налогообложения (АУСН) есть множество преимуществ для предпринимателей. Они освобождаются от большого объёма отчётности и уплаты некоторых налогов, а также платят минимальные страховые взносы, перекладывая расчёт налогов на Федеральную налоговую службу (ФНС). Давайте рассмотрим каждый плюс АУСН подробнее.
Минимум налоговой отчётности. Индивидуальные предприниматели (ИП) и общества с ограниченной ответственностью (ООО), выбравшие АУСН, не обязаны подавать налоговую декларацию по налогу АУСН и большую часть отчётов по сотрудникам. Исключение составляют сведения о трудовой деятельности сотрудников по форме ЕФС-1, где заполняются только подраздел 1.1 и подраздел 1.2 раздела 1 в случае, если в отчётном периоде произошли кадровые события, например, приём сотрудника на работу или его увольнение.
Если налогоплательщик становится налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), ему необходимо подавать отчёты по выплатам, например, при выплате дивидендов ООО.
Минимум страховых взносов. На АУСН предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов на медицинское и пенсионное страхование, а также на случай больничного и беременности. Единственное, что они должны платить — это взнос на травматизм, если у них есть нанятые сотрудники. Важно отметить, что несмотря на то, что предприниматель не платит страховые взносы, право на получение пенсии остаётся как у него самого, так и у его сотрудников.
Освобождение от некоторых налогов. Перечень налогов, от которых освобождаются предприниматели, зависит от их статуса. Индивидуальные предприниматели на АУСН освобождаются от:
- НДС (за исключением импортного или агентского);
- НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (за исключением доходов по ипотечным ценным бумагам, от дивидендов и выигрышей);
- налога на имущество физических лиц, используемого для бизнеса.
Организации, выбравшие АУСН, освобождаются от:
- НДС (за исключением импортного или агентского);
- налога на прибыль (по стандартной ставке);
- налога на имущество ООО. Важно отметить, что имущество, по которому налоговая база определяется по кадастровой стоимости, облагается налогом по АУСН.
Освобождение от выездных проверок. На АУСН предусмотрены только камеральные проверки, которые проходят один раз в год автоматически. На проверку отводится три месяца, в течение которых налоговая проверяет документы и другую информацию, чтобы убедиться в правильности расчётов.
Минусы АУСН
У АУСН есть много преимуществ, но также существуют и некоторые недостатки. Давайте рассмотрим их.
Не все предприниматели могут использовать АУСН. Поскольку эта налоговая система пока находится в стадии тестирования, она доступна только в четырёх регионах: Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области. Однако предприниматели, зарегистрированные в этих регионах, могут применять её, даже если они ведут свою деятельность в других населённых пунктах. Но это не единственное требование.
Налоговый период — месяц. Для некоторых предпринимателей необходимость уплачивать налог так часто может быть неудобной. Однако благодаря тому, что сумму рассчитывает Федеральная налоговая служба (ФНС), трудозатраты предпринимателя сводятся к минимуму.
Ставка налога. Объекты налогообложения на АУСН такие же, как и на обычной упрощёнке. Предприниматель может выбрать «Доходы» или «Расходы». Ставка налога зависит от выбранного объекта налогообложения:
- «Доходы» — 8%;
- «Доходы минус расходы» — 20%. Если сумма налога оказалась меньше 3% от дохода, необходимо заплатить минимальный налог по ставке 3%. Это может произойти, например, если расходы превысили доходы или доходы были небольшими.
Налоговая ставка на автоматической упрощёнке выше, чем на УСН. На классической упрощёнке ставки для объекта «Доходы» — 6%, для объекта «Доходы минус расходы» — 15%, а минимальный налог — 1%. На первый взгляд, кажется, что выгоднее выбрать УСН. Однако за счёт того, что на автоматической упрощёнке не нужно платить страховые взносы, она может оказаться намного выгоднее. Поэтому в каждом случае стоит провести индивидуальный расчёт.
Критерии
Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью должны соответствовать следующим критериям:
- суммарный доход за последний год не должен превышать 60 миллионов рублей;
- объём основных средств не должен превышать 150 миллионов рублей;
- среднесписочная численность работников за отчётный период не должна превышать 5 человек;
- сотрудники должны быть налоговыми резидентами Российской Федерации и получать зарплату безналичным способом;
- у предпринимателя должен быть расчётный счёт в одном из уполномоченных банков, например, в «Точке», при этом в других банках расчётных счетов быть не должно;
- у ООО не должно быть филиалов и обособленных подразделений;
- предприниматель не должен совмещать АУСН с другими налоговыми режимами.
Существует список сфер бизнеса, в которых нельзя работать на АУСН, даже если предприниматель соответствует всем остальным требованиям. В него входят микрофинансовые организации, банки, ломбарды, бюджетные учреждения, некоммерческие организации, крестьянские фермерские хозяйства и многие другие организации. Полный список тех, кто не имеет права применять новый налоговый режим, прописан в №17-ФЗ.
Отличия УСН и АУСН
АвтоУСН во многом похож на УСН, но есть и существенные различия. Рассмотрим их подробнее.
- Количество сотрудников. Если у ИП или ООО на УСН может быть до 130 сотрудников, то на АУСН среднесписочная численность должна быть не более 5.
- Доход. Предприниматель на упрощённой системе налогообложения может зарабатывать до 251,4 миллиона рублей в год, а на АУСН можно применять только с доходом до 60 миллионов рублей в год.
Налоговая ставка. Объекты налогообложения на обоих режимах одинаковые — «Доходы» и «Доходы минус расходы». Однако ставки различаются: на УСН они составляют 6% и 15%, а на АУСН — 8% и 20% соответственно. В некоторых случаях ставки по УСН могут быть снижены в зависимости от региона. - Страховые взносы. На УСН необходимо платить взносы на пенсионное и медицинское страхование, а также на случай временной нетрудоспособности и материнства. На Авто УСН взносы не уплачиваются.
- Налоговый период. На УСН он составляет календарный год, а на АУСН — календарный месяц.
* Частота уплаты налогов. На УСН налоги нужно платить 4 раза в год — 3 авансовых платежа и налог за год, а на АУСН — каждый месяц. - Отчётность. На УСН предусмотрена подача налоговой декларации, а на АУСН декларация не подается.
Какие проверки бывают на АУСН
Предприниматели, применяющие автоматизированную упрощённую систему налогообложения (АУСН), не подвергаются выездным налоговым проверкам. Однако камеральные проверки для них сохраняются.
Камеральные проверки проводятся ежегодно в течение трёх месяцев, начиная с 1 февраля. Они осуществляются автоматически на основе предоставленных в Федеральную налоговую службу (ФНС) документов, таких как налоговая декларация и другие сведения.
Цель камеральной проверки — убедиться в правильности расчётов и достоверности предоставленной информации. В случае выявления ошибок или несоответствий, налоговая служба может потребовать дополнительные документы или объяснения от предпринимателя.
Важно отметить, что во время камеральной проверки ликвидировать общество с ограниченной ответственностью (ООО) нельзя. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) таких ограничений нет.