Содержание статьи:
- Увеличение ставки налога на прибыль
- Пониженные ставки для малых технологических компаний
- Изменение ставок для информационных технологий
- Налогообложение для организаций, владеющих лицензиями на недра
- Увеличение налоговой ставки для иностранных организаций
- НДС для предпринимателей и юридических лиц, применяющих УСН
- Изменения в налогообложении на УСН в 2024 году
- Изменения с 2025 года
- Новые налоговые ставки
В соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ от 12 июля 2024 года, с 1 января 2025 года в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты будут внесены изменения, касающиеся налогообложения прибыли организаций.
Увеличение ставки налога на прибыль
В частности, ставка налога на прибыль вырастет с 20% до 25%. Сумма налога, исчисленная по ставке 7% (8% в 2025–2030 годах), будет зачисляться в федеральный бюджет (пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пониженные ставки для малых технологических компаний
Для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний, в 2025–2030 годах могут быть установлены пониженные ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 1.8-5 статьи 284 Кодекса).
Изменение ставок для информационных технологий
Для российских компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, на 2025–2030 годы налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, увеличится с 0% до 5%, в то время как ставка по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, останется в размере 0% (пункт 1.15 статьи 284 Кодекса).
Налогообложение для организаций, владеющих лицензиями на недра
С 1 января 2025 года для организаций, обладающих лицензиями на пользование участками недр, будет установлена налоговая ставка по налогу на прибыль, полученному от деятельности по освоению этих участков, в размере 20%. Применение этой ставки будет возможно при соблюдении условий, определенных в пункте 1.17-1 статьи 284 Кодекса.
Увеличение налоговой ставки для иностранных организаций
Кроме того, с 1 января 2025 года налоговая ставка по всем доходам иностранных организаций, не связанным с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, увеличится с 20% до 25% (за исключением доходов, указанных в подпунктах 2–4 пункта 2, пунктах 3, 4 и 4.3 статьи 284 Кодекса).
НДС для предпринимателей и юридических лиц, применяющих УСН
С 1 января 2025 года индивидуальные предприниматели и юридические лица, использующие упрощенную систему налогообложения (УСН), с годовым доходом более 60 миллионов рублей будут обязаны платить НДС.
Изменения в налогообложении на УСН в 2024 году
По общему правилу, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от уплаты НДС. Однако есть несколько исключений:
- При импорте товаров в Россию из-за рубежа.
- При выставлении счета-фактуры с НДС покупателю, который применяет общую систему налогообложения (ОСНО).
- При исполнении обязанностей налогового агента по НДС.
- При заключении договора простого товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения.
Изменения с 2025 года
С 1 января 2025 года от НДС будут освобождены только индивидуальные предприниматели и юридические лица с годовым доходом не более 60 миллионов рублей. В случае превышения этого порога у них будет возможность выбрать один из двух вариантов:
- Платить налог по УСН и НДС по ставке 20%, с возможностью применения вычетов по НДС.
- Платить налог по УСН и НДС по ставке 5% или 7%, но без возможности уменьшения на входящий НДС. Ставка 5% будет применяться при годовом доходе от 60 до 250 миллионов рублей, а ставка 7% — при доходе от 250 до 450 миллионов рублей.
Переходный режим, действующий в 2024 году и предусматривающий повышенные ставки — 8% на УСН «Доходы» и 20% на УСН «Доходы минус расходы», будет отменён.
С 2025 года плательщикам НДС необходимо будет предоставлять отчетность ежеквартально, оплачивать услуги бухгалтера и внедрять новые правила в свою деятельность. Для многих предпринимателей переход на общую систему налогообложения (ОСНО) может оказаться более выгодным из-за возможности применения налоговых вычетов и инвестиционных затрат.
Новые налоговые ставки
Базовая ставка налога на прибыль будет повышена с 20 до 25%. При этом до 2030 года ставка в федеральный бюджет составит 8%, а затем снизится до 7%. Одновременно на 1% вырастет ставка в региональный бюджет.
Базовая ставка будет увеличена с 20 до 25% и для некоторых других ситуаций. Например, она будет применяться при налогообложении большинства видов доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство, а также доходов контролирующих лиц в виде прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).
Для российских IT-компаний ставка налога в федеральный бюджет вырастет с 0 до 5%. Эта ставка будет действовать до 2030 года включительно.
Ставка в федеральный бюджет для участников региональных инвестиционных проектов станет бессрочной, независимо от объёма капитальных вложений. Ранее планировалось, что такая ставка будет применяться только после 1 января 2029 года при объёме капитальных вложений от 300 млрд рублей.
Для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний, региональная ставка налога может быть снижена законом региона до 2030 года включительно.
Федеральный инвестиционный налоговый вычет
Действующий региональный инвестиционный вычет станет бессрочным. Ранее планировалось, что он перестанет применяться с 2028 года.
Также вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет, который применяется к налогу на прибыль, подлежащему уплате в федеральный бюджет. При этом к одному и тому же объекту основных средств или нематериальных активов (ОС и НМА) можно применить только один инвестиционный вычет: либо федеральный, либо региональный.
Вычет может использовать любое лицо, применяющее общую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и входящее в одну группу лиц с налогоплательщиком, имеющим право на такой вычет.
Вычет не смогут использовать:
- иностранные организации, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений;
- кредитные организации; производители подакцизных товаров. Исключения: производство легковых автомобилей, мотоциклов, жидкой стали, этана, сжиженного углеводородного газа, подакцизных нефтепродуктов, нефтяного сырья и подакцизного винограда.
Правительство РФ установит все параметры федерального налогового вычета: кто может его использовать, по каким объектам, на каких условиях и в каком размере.
Максимальный вычет составит 50% от расходов на приобретение, создание или увеличение первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов. Сумма налога к уплате при использовании вычета не может быть меньше суммы налога, исчисленной по ставке 2% (с 2025 по 2030 год — 3%).
Вычет применяется с того налогового периода, в котором соответствующее основное средство или нематериальный актив были введены в эксплуатацию или изменена их первоначальная стоимость. Неиспользованную в течение налогового периода сумму вычета (то есть превышение общей суммы вычета над суммой вычета, на которую уменьшен налог в текущем периоде) можно будет перенести на будущее. Срок переноса установит Правительство.
В отношении расходов, к которым применили федеральный инвестиционный вычет, нельзя будет использовать амортизационную премию и начислять амортизацию.
Решение о применении федерального инвестиционного вычета с выбранными параметрами нужно зафиксировать в налоговой учётной политике. Соответственно, вычет применяется с начала календарного года.
В этих случаях налог нужно будет пересчитать без применения вычета и доплатить с учётом пени:
- если правила применения вычета были нарушены;
- если основное средство или нематериальный актив, по которым был применён вычет, выбыли до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию (кроме случаев ликвидации), при этом срок полезного использования такого актива не истёк. В этом случае, если речь идёт о реализации основного средства или нематериального актива, в составе расходов можно учесть первоначальную стоимость такого имущества.
Прочие изменения по налогу на прибыль
При определении суммы налогооблагаемого дохода будет учитываться не только НДС, предъявленный покупателям, но и туристический налог.
В пункте 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации теперь указано, что расходы на уплату туристического налога не принимаются во внимание при расчете налога на прибыль. Вероятно, речь идет о налоге, который платят владельцы средств размещения. Однако эта норма не запрещает работодателям учитывать уплаченный командированным сотрудником туристический налог в составе расходов на командировки.
С 1,5 до 2 увеличивается коэффициент, применяемый к расходам налогоплательщика при формировании первоначальной стоимости:
- основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящейся к сфере искусственного интеллекта, или в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, или в перечень российского высокотехнологичного оборудования;
- нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российского программного обеспечения, или нематериальных активов, созданных в результате научных исследований и опытно-конструкторских разработок, включенных в перечень.
Малые технологические компании могут применять этот коэффициент к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, которые не входят в перечень. Также они имеют право не представлять отчет о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в налоговый орган, если результатами этих работ являются исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которые были внесены в соответствующий реестр при получении патента.
При продаже основного средства (нематериального актива), стоимость которого была сформирована с учетом повышающего коэффициента, убыток от продажи не учитывается при расчете налога на прибыль.
Аналогично с 1,5 до 2 увеличивается коэффициент, применяемый при признании расходов:
- на научные исследования и опытно-конструкторские работы, включенные в перечень;
- на приобретение прав на использование по договорам с правообладателем (лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов, на адаптацию и модификацию программ для ЭВМ и баз данных, а также на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью не более 100 000 рублей. При этом рассматриваемые программы для ЭВМ и базы данных должны быть включены в единый реестр российского программного обеспечения.