Содержание статьи:
- Где проводятся налоговые проверки
- Порядок включения в план выездной налоговой проверки
- Контрольные мероприятия, проводимые в рамках выездной налоговой проверки
- Сроки проведения проверки
- Чем опасны для бизнеса налоговые проверки
- Как вести себя во время проверки
- Кому поручить контроль за проверкой
- Как снизить риск налоговой проверки
- Обстоятельства, свидетельствующие о предстоящем включении в план
- Мероприятия, позволяющие существенно сократить вероятность назначения ВНП
- Рекомендации
Инвентаризация имущества налогоплательщика – это процесс, в ходе которого проверяется достоверность информации, содержащейся в документах, а также выявляются другие важные обстоятельства для решения задач Федеральной налоговой службы (ФНС).
Осмотр – это право проверяющих лиц осматривать всё имущество, которое налогоплательщик использует для получения дохода, а также объекты, связанные с налогообложением, такие как производственные, торговые или складские помещения, независимо от их местоположения.
Запрос документов и информации – сотрудник ФНС имеет право запросить необходимые для проверки документы и сведения у налогоплательщика. Кроме того, он может обратиться за документами или данными к третьим лицам (встречная проверка).
Выемка предметов и документации – эта процедура проводится для обнаружения и доказательства нарушений налогового законодательства.
Экспертиза или привлечение свидетелей – при необходимости может быть привлечён эксперт на договорной основе, например, переводчик, который не заинтересован в результатах проверки и достаточно владеет языком для перевода. Также могут быть привлечены свидетели, например, физическое лицо, которое, по мнению налоговиков, может быть в курсе важных обстоятельств для налогового контроля.
Где проводятся налоговые проверки
Выездную налоговую проверку проводят налоговые органы:
- по месту нахождения организации;
- по месту жительства физического лица;
- по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, которая признаётся налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- уполномоченный ФНС России на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, которые находятся или проживают на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков в порядке, установленном статьёй 83 Налогового кодекса Российской Федерации, то её выездную налоговую проверку проводит тот налоговый орган, который осуществил постановку этой организации на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную выездную проверку филиала или представительства проводит налоговый орган:
- по месту нахождения такого подразделения;
- уполномоченный на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении филиалов и представительств, которые находятся на территории этого субъекта.
Выездная налоговая проверка обычно проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Однако если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа.
Порядок включения в план выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка может быть запланирована в рамках регулярного плана проверок, а также по оперативным запросам или на основе имеющейся информации о потенциальных нарушениях налогового законодательства.
Важно понимать, что выездная налоговая проверка не назначается внезапно. Перед её проведением проводится масштабная работа по выявлению возможных рисков нарушений налогового законодательства и сбору соответствующей доказательной базы. Этот процесс называется «предпроверочным анализом».
Для обеспечения системного подхода к отбору объектов для выездных налоговых проверок Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования таких проверок.
Концепция определяет общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Налоговые органы используют эти критерии при отборе объектов для выездных проверок. С помощью этих критериев каждый налогоплательщик может определить, есть ли у него риск проведения выездной налоговой проверки.
Основными критериями являются:
- Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли;
- Отражение убытков в бухгалтерской или налоговой отчётности в течение нескольких налоговых периодов;
- Отражение значительных сумм налоговых вычетов в налоговой отчётности за определённый период;
- Опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг;
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
- Многократное приближение к предельному значению установленных налоговым законодательством величин показателей, предоставляющих право на применение специальных налоговых режимов;
- Для индивидуальных предпринимателей — сумма расходов, максимально приближенная к сумме дохода, полученного за календарный год;
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности или непредставление запрашиваемых документов, или наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.;
- Многократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учёта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Контрольные мероприятия, проводимые в рамках выездной налоговой проверки
Если всё же избежать выездной налоговой проверки не удастся, то вам предстоит столкнуться с длительным и сложным процессом, который потребует активного взаимодействия с налоговыми органами.
В ходе выездной налоговой проверки (ВНП) могут проводиться различные мероприятия, которые чётко регламентированы Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вот некоторые из них:
- Инвентаризация — проверка достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.
- Допрос свидетеля — проводится в необходимых случаях для получения информации о фактах, имеющих значение для налогового контроля. Свидетелем может быть любое физическое лицо, обладающее информацией, которая может быть полезна для налоговой проверки.
- Осмотр помещений и территорий — налоговые органы имеют право осматривать любые помещения и территории, используемые налогоплательщиком для получения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от их местонахождения.
- Истребование документов — налоговый орган может запросить у проверяемого лица необходимые документы для проведения проверки.
- Выемка документов и предметов — проводится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства.
- Привлечение эксперта — в необходимых случаях налоговый орган может привлечь эксперта для получения дополнительной информации или проведения экспертизы.
- Участие переводчика — в случае необходимости налоговый орган может привлечь переводчика для обеспечения коммуникации между сторонами.
Сроки проведения проверки
Выездная проверка налогоплательщика может длиться до двух месяцев.
Однако в некоторых случаях срок проверки может быть продлён до четырёх или шести месяцев:
- если налоговый орган получил информацию, указывающую на возможное нарушение налогового законодательства и требующую дополнительной проверки;
- если на территории, где проводится проверка, произошли чрезвычайные происшествия, такие как наводнение, пожар и другие;
- если вы не предоставили документы по требованию налоговых органов в установленный срок;
- если возникли иные обстоятельства.
Чем опасны для бизнеса налоговые проверки
Как плановые, так и внеплановые налоговые проверки могут затронуть любой бизнес, независимо от его направления. По моему опыту, налоговая служба с каждым годом всё больше нацелена на результат. И этот результат, как правило, выражается в штрафах, пенях, доначислениях, а в некоторых случаях — в угрозе банкротства организации или даже в вероятности уголовного преследования.
Как такое происходит? Даже если предприниматель уверен, что ведёт дела аккуратно, автоматизированные системы налоговой могут выявить недобросовестную компанию или фирму-«однодневку» среди контрагентов. Предприниматель мог не знать о ней и даже не сотрудничать, но именно его компания окажется «крайней», и в отношении неё будет проведена выездная проверка.
При работе с контрагентами налогоплательщики обязаны проявлять должную осмотрительность, как того требует Налоговый кодекс. Если компания сотрудничает с неблагонадёжным партнёром, она рискует получить доначисления, а факт неблагонадёжности партнёра может стать поводом для назначения налоговой проверки.
Как вести себя во время проверки
Если налоговая проверка уже началась, важно проявить максимальную активность. Собирайте доказательства в свою пользу и следите за тем, какие доказательства пытается получить налоговая. Это поможет сократить количество и размер доначислений или даже добиться отмены решения о привлечении компании к ответственности.
Сведения могут собирать как в рамках налоговых проверок, так и вне их. Чаще всего налогоплательщику или его контрагенту приходит требование от налогового органа предоставить документы или информацию. В требовании указан период, за который нужны сведения, и какие именно. С контрагентами можно заранее договориться, чтобы в случае получения требований они сообщали об этом налогоплательщику и присылали скан-копию требования. Из него вы сможете понять, какая сделка заинтересовала налоговую.
Поскольку стороны свободны в выборе условий договора, такое условие можно закрепить именно в договоре. Можно предусмотреть ответственность за нарушение этой договорённости.
Весь процесс сбора доказательств сложно контролировать, так как часть требований компании получают «по цепочке». Это значит, что требование может получить организация, которая напрямую не работает с контрагентом.
Если же сбор доказательств осуществляется непосредственно в рамках проверки, то всё проще. Налогоплательщики имеют право изучать материалы проверки, делая из них выписки, снимая копии и фотографируя их. Для ознакомления с материалами нужно будет подать заявление в налоговую.
Кому поручить контроль за проверкой
Если штатный юрист обладает знаниями и опытом в области налогового законодательства, он может контролировать проверку на всех её этапах: знакомиться с материалами, собирать доказательства, подавать пояснения и возражения, а также фиксировать все нарушения налогового органа в письменном виде.
Также можно обратиться в компанию, которая предлагает услуги по сопровождению налоговых проверок. Её специалисты подготовят компанию к проверке и будут сопровождать её во время её прохождения. Они могут подключиться к любому этапу проверки.
Вот некоторые услуги, которые они предлагают:
- Анализ и проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, первичной бухгалтерской и иной документации.
- Подготовка стратегии взаимодействия компании с представителем проверяющего органа. Это включает в себя расчёт предполагаемых точек, на которые будет «давить» инспектор, разъяснение важности предоставления только необходимого объёма документов, формирование проектов ответа налогоплательщика и так далее.
- Контроль за соблюдением законодательства представителями налогового органа для своевременного выявления возможных действий, нарушающих права клиента.
- Подготовка свидетелей для получения чётких и недвусмысленных доказательств в пользу клиента в случае их вызова на допрос.
- Подготовка возражений на материалы налоговых проверок, участие в рассмотрении результатов и оспаривание решений в досудебном и судебном порядке, защита интересов клиента при налоговых спорах в арбитражных судах.
Как снизить риск налоговой проверки
Чтобы минимизировать риск налоговой проверки, сотрудники компании должны приложить усилия. Например, генеральный директор должен выбирать только надёжных партнёров для заключения договоров и своевременно отвечать на запросы налоговых органов.
Сотрудники бухгалтерии должны тщательно проверять всю первичную документацию на соответствие законодательным требованиям и отражать реальную финансово-хозяйственную деятельность в отчётности.
Делопроизводителям необходимо хранить все документы, чтобы при необходимости быстро предоставить ответ в налоговый орган.
Руководству стоит разработать внутренний регламент, который будет закреплять правила проверки контрагентов и будет обязателен к исполнению всеми сотрудниками.
Предпринимателю следует понимать, что различные льготы и вычеты, облегчающие ведение бизнеса, также побуждают сотрудников налоговых органов чаще проверять правильность платежей в бюджет. Зная факторы, которые могут спровоцировать налоговую проверку, можно значительно снизить риски. Например, стоит задуматься, если:
- средняя зарплата и налоговая нагрузка компании ниже средних значений в отрасли;
- ИП или компания часто меняют местоположение, из-за чего встают на учёт в разных налоговых органах;
- финансово-хозяйственная деятельность компании строится на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками;
- сумма налоговых вычетов и расходы компании превышают темпы роста доходов.
Обстоятельства, свидетельствующие о предстоящем включении в план
Как уже было сказано, выездная налоговая проверка назначается не внезапно. Перед этим проводится масштабная предварительная работа по выявлению возможных нарушений налогового законодательства и сбору доказательств.
Поэтому на практике перед назначением выездной налоговой проверки обычно поступает много сигналов, указывающих на то, что организация может быть включена в план ВНП. Вот основные из них:
- получение требований о представлении документов от налогового органа, где организация стоит на учёте;
- получение требований от контрагентов по взаимоотношениям с организацией;
- вызов на допрос руководителя, учредителя или других работников организации, а также представителей контрагентов;
- вызов налогоплательщика (или его представителя) на так называемую «рабочую встречу» (рабочую группу, вызов для дачи пояснений и так далее).
Это основные сигналы, которые могут указывать на то, что в скором времени будет назначена выездная налоговая проверка.
Мероприятия, позволяющие существенно сократить вероятность назначения ВНП
Назначение выездной налоговой проверки является завершающим этапом предварительного анализа, в ходе которого налоговый орган обнаруживает возможные нарушения налогового законодательства и собирает необходимые доказательства.
Поэтому очень важно на этапе проведения контрольных мероприятий предпринять действия, которые помогут снизить вероятность назначения проверки или минимизировать её последствия. Характер и особенности действий на этом этапе напрямую влияют на количество выявленных и подтверждённых нарушений, а также на качество собранной доказательной базы.
Можно выделить следующие основные рекомендации:
- Законная оптимизация налогообложения с учётом специфики деятельности организации. Оптимизация налогов — это набор инструментов, позволяющих эффективно планировать отчисления в бюджет и минимизировать налоговые платежи. Уменьшение размера налогов происходит в рамках закона за счёт использования льгот, освобождений или других преференций, предусмотренных законодательством.
- Регулярный независимый аудит систем бухгалтерского и налогового учёта. Аудит позволяет проверить правильность формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, соответствие бухгалтерского и налогового учёта требованиям законодательства, а также оценить налоговые риски организации и найти способы их снижения.
- Проверка контрагентов перед заключением сделки и проявление должной осмотрительности при их выборе.
- Отслеживание показателей, утверждённых концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, например, уровня налоговой нагрузки, темпа роста расходов относительно темпа роста доходов, соответствия уровня среднемесячной заработной платы и так далее.
- Организация своевременного и надлежащего документооборота не только первичных документов, но и документов, которые могут косвенно подтвердить экономическую целесообразность и обоснованность того или иного подхода к налогообложению. К таким документам можно отнести копии подтверждающих статей и разъяснений («КонсультантПлюс», «Гарант» и т. д.), переписку с контрагентами, журналы регистрации посетителей и так далее.
- Своевременное предоставление документов и пояснений в ответ на требования (письма) налогового органа. Документы и пояснения должны быть аргументированными, логически и экономически обоснованными, а также подтверждать правомерность заявленной позиции.
- Не стоит игнорировать вызовы в налоговый орган для дачи пояснений. Чтобы избежать провокационных вопросов, руководителю или главному бухгалтеру рекомендуется направить представителя (налогового консультанта, юриста) от своего имени.
Рекомендации
Чтобы избежать проблем во время налоговых проверок, советуем:
- Использовать только законные способы оптимизации налогов.
- Регулярно контролировать уровень налоговой нагрузки.
- Вести всю необходимую документацию постоянно, а не только в период налоговых проверок.
- Тщательно выбирать контрагентов и быть осмотрительными при работе с ними.
- Оперативно и аргументированно отвечать на запросы налоговой инспекции, не избегая встреч с её сотрудниками.
- При необходимости обращаться за помощью к аудиторам или консультантам.