Генеральная прокуратура потребовала передать «ДМЕ-холдинг», владеющий аэропортом Домодедово, в собственность государства.
По мнению Генпрокуратуры, группа компаний, которая владеет активом, оказалась под контролем иностранных лиц.
Давайте более подробно рассмотрим эту ситуацию.
Что потребовала Генпрокуратура.
Генеральная прокуратура обратилась в суд с иском к 32 структурам, связанным с аэропортом Домодедово, а также к его владельцу Дмитрию Каменщику и председателю наблюдательного совета Валерию Когану. Ведомство настаивает на взыскании в доход государства 100% долей ООО «ДМЕ-холдинг», которое контролирует группу операционных компаний аэропорта. Кроме того, Генпрокуратура стремится признать недействительными решения о редомициляции нескольких структур, входящих в эту группу.
Согласно заявлению Генпрокуратуры, группа компаний аэропорта оказалась под контролем резидентов Турции, ОАЭ и Израиля. Источник подчеркнул, что иск связан именно с этим, а не с пересмотром итогов приватизации.
Истец напомнил, что российское законодательство запрещает иностранным инвесторам осуществлять деятельность, имеющую «стратегическое значение» для обороны и безопасности государства, без разрешения правительственной комиссии. К таким стратегическим видам деятельности относится обслуживание авиакомпаний и пассажиров, включая управление аэропортами.
Арбитражный суд по требованию Генпрокуратуры арестовал все доли «ДМЕ-холдинга» и запретил любые сделки с ними. При этом предпринимателей обязали обеспечить бесперебойную работу аэропорта.
Что известно о владельцах Домодедово.
Как сообщает Генпрокуратура в своем заявлении, с 2002 по 2016 год аэровокзальным комплексом «Домодедово» владела компания «ДМЕ-лимитед», принадлежавшая двум гражданам острова Мэн.
В 2016 году компанию купила зарегистрированная на Кипре «Аламо-лимитед», конечным бенефициаром которой был Каменщик. Однако, по мнению Генпрокуратуры, фактически группу контролировал Коган. Он же через Каменщика получал дивиденды от деятельности «ДМЕ-лимитед». В частности, с августа 2022 по май 2023 года его доход от управляющей компании составил более 274 миллионов рублей.
Ведомство отметило, что бизнесмены могли получить контроль над российским стратегическим активом только при наличии разрешения правительства, но они его не запрашивали. Позже в группу компаний «Домодедово» вошли 25 российских юридических лиц, каждое из которых имеет стратегическое значение для РФ.
В 2024 году, по версии Генпрокуратуры, Каменщик и Коган «решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями». Для этого они передали предприятия под контроль ООО «ДМЕ-холдинг», учредителями которого являются Каменщик и АО «Аламо-холдинг», единственным акционером которого выступает тот же бизнесмен.
По мнению Генпрокуратуры, ФАС и правительственная комиссия выдали разрешение на переход прав, «будучи введены Каменщиком и Коганом в заблуждение». Ведомство также заявило, что бизнесмены саботируют модернизацию аэропорта и бесконтрольно расходуют бюджетные деньги. По данным Генпрокуратуры, в 2022–2023 годах бенефициары под видом погашения займов вывели за границу 18 миллиардов рублей прибыли аэропорта.
Как на иск отреагировали в Домодедово.
Представитель Домодедово заявил, что аэропорт строго соблюдает все требования действующего законодательства. «Позиция аэропорта будет сформирована после того, как в компании подробно ознакомятся с исковым заявлением», — уточнил собеседник.
Источник, близкий к бенефициарам Домодедово, сообщил, что Каменщик получал паспорта и виды на жительство зарубежных стран «вынужденно» — для ведения бизнеса за границей. По словам собеседника издания, бизнесмен давно отказался от иностранного подданства и сообщил об этом российским контролирующим органам.
Что нужно знать об аэропорте.
Домодедово получил статус международного аэропорта в 1992 году. С 2004 по 2015 год он был крупнейшим в России. По данным Росавиации, за 10 месяцев 2024 года пассажиропоток Домодедова составил 13,3 миллиона человек.
Вопрос о передаче Домодедово государству уже поднимался после того, как в 2011 году в аэропорту произошел теракт, в результате которого погибло 37 человек и более 170 пострадало. Каменщика и его подчиненных обвинили в плохой организации досмотра посетителей в аэропорту, что позволило террористу пройти в здание. Против бизнесмена возбудили уголовное дело, но позже его прекратили, поскольку в Генпрокуратуре посчитали уголовное преследование незаконным.