Мошенники предлагают записаться в Социальный фонд России для перерасчёта трудового стажа. После этого они пытаются получить код от Госуслуг. Мы расскажем, как распознать обман и когда на самом деле может быть пересчитана пенсия.
1. Как выглядит схема.
Со слов очевидца:
Собеседник сообщил, что предыдущий работодатель дяди допустил ошибку при подаче документов, из-за чего потерялось полтора года стажа. В результате дядя получал пенсию меньше, чем мог бы. Однако теперь Социальный фонд России (СФР) обнаружил эту ошибку и готов исправить ситуацию: увеличить стаж и даже выплатить компенсацию.
Нас это заявление очень насмешило. Десять лет назад дядя уже судился с пенсионным фондом из-за того, что ему не хотели засчитывать год стажа за службу в армии. Ему пришлось пройти через множество заседаний, чтобы добиться перерасчёта и вернуть недополученную пенсию. И вот теперь ему предлагают деньги без его участия!
Видимо, чтобы не создавать слишком радужного впечатления, оператор сразу же предупредил, что для подачи заявления о перерасчёте необходимо записаться на приём в СФР, принести СНИЛС, ИНН, трудовую книжку и написать заявление. Подать заявление онлайн не получится.
На вопрос дяди, какой из его работодателей допустил ошибку, мошенник не смог ответить. Он сказал, что у операторов нет таких данных, но в отделении СФР всё знают, поэтому нужно поспешить записаться на приём. Он предложил на выбор несколько дат на ближайшей неделе и уточнил, когда удобнее прийти — в первой половине дня или во второй.
Когда дядя определился с датой, мошенник сказал, что сформировал заявку, но для её подтверждения ему нужен номер талона, который СФР сейчас пришлёт через госуслуги. Если бы дядя сообщил код, мошенник получил бы доступ к сервису. Поэтому вместо кода дядя начал рассказывать анекдоты. Мошенник смог выдержать только пару шуток, а затем бросил трубку.
Мошенники пытаются усыпить внимание, рассказывая о перерасчёте, компенсациях и документах. В нужный момент они запрашивают код от госуслуг и говорят: «Сейчас вам придёт номер талона из СФР, скажите мне его». И человек, не обратив внимания на предупреждение «Не сообщайте никому!», начинает доверять мошенникам.
2. Что будет, если сказать номер талона.
Мошенники могут получить доступ к вашим аккаунтам на портале Госуслуг. В результате в их руках окажутся ваши персональные данные: паспорт, СНИЛС, ИНН, полис ОМС, информация о банковских счетах, недвижимости и автомобилях. Используя эти данные, злоумышленники могут попытаться оформить микрозаймы или украсть деньги с ваших банковских счетов.
Схема может развиваться по следующему сценарию: вам предложат позвонить в «службу поддержки», чтобы восстановить доступ к своим аккаунтам. В ходе разговора вам сообщат, что из-за взлома ваши деньги оказались в опасности, и их необходимо срочно перевести на безопасный счет. Более подробно об этой схеме вы можете узнать из нашего анализа аналогичной схемы, связанной с продлением договора на сим-карту.
3. Могут ли на самом деле позвонить из СФР по поводу перерасчета.
Настоящие сотрудники государственных служб, включая Социальный фонд России, не звонят с предложениями о пересчёте стажа или пенсии.
Пресс-центр СФР напоминает, что сотрудники фонда не ходят по домам с подобными предложениями. По всем вопросам, связанным с пенсией, необходимо обращаться в единый контактный центр по телефону 8 800 100-000-01 или в отделение фонда.