9 декабря Министерство финансов Российской Федерации представило оценку исполнения федерального бюджета за январь-ноябрь 2024 года.
По итогам одиннадцати месяцев дефицит бюджета сократился почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — с 748 до 389 миллиардов рублей. При этом расходы выросли почти на 24%, однако доходы увеличились еще больше.
В этой статье мы рассмотрим, с каким бюджетом Россия подошла к концу года, и объясним, почему в декабре стоит ожидать резкого роста государственных расходов.
Доходы выше прогнозов.
По предварительным данным, доходы российского бюджета за первые 11 месяцев 2024 года увеличились на 25,8% — до 32,65 триллиона рублей. Этот рост коснулся как нефтегазовых, так и ненефтегазовых поступлений.
Доходы от продажи нефти и газа за январь-ноябрь выросли на 25,7% — до 10,34 триллиона рублей. Их доля в общем объеме доходов составила около 31,7%. Для сравнения: в 2021 году этот показатель был на уровне 35,8%.
Основной причиной увеличения доходов стал рост цен на российскую нефть. В результате государство получило больше средств, чем изначально прогнозировалось. В сентябре Министерство экономического развития повысило прогноз стоимости российской нефти на 2024 год с 65 до 70 долларов за баррель.
9 декабря цена на нефть эталонной марки Brent достигла 72,6 доллара на фоне эскалации конфликта в Сирии. Это означает, что за оставшиеся месяцы экспортеры могут увеличить свои доходы, что, в свою очередь, отразится на поступлениях в бюджет уже в начале 2025 года.
Ненефтегазовые доходы также продемонстрировали значительный рост — на 25,8%, достигнув 22,31 триллиона рублей. Поступления от оборотных налогов, включая НДС, увеличились на 16,6%, превысив плановый уровень.
В этом году государство провело масштабную налоговую реформу, изменения начнут действовать с 1 января 2025 года. В частности, компании и индивидуальные предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, станут плательщиками НДС, если их годовой доход превышает 60 миллионов рублей. Это позволит ожидать существенного увеличения доходов государства по этой статье уже со следующего года.
В целом, налоговые маневры позволят государству дополнительно собрать около 3,6 триллиона рублей в 2025 году.
Расходы растут медленнее доходов.
В период с января по ноябрь расходы федерального бюджета увеличились на 23,7% и достигли 33,04 триллиона рублей. В результате дефицит бюджета составил почти 390 миллиардов рублей, что почти вдвое больше, чем в октябре, когда он равнялся 220 миллиардам. Однако, несмотря на этот рост, его значение почти вдвое ниже аналогичного показателя 2023 года, когда к ноябрю дефицит приблизился к 750 миллиардам.
В последнем месяце года государство планирует резко увеличить расходы. На декабрь запланированы траты в размере 6,37 триллиона рублей, в то время как в среднем в течение года правительство тратило по 3 триллиона в месяц. Половина этих расходов не будет покрыта доходами, что приведет к увеличению дефицита по итогам года до 3,3 триллиона рублей. Это в 8,5 раза больше, чем сейчас, но почти не отличается от прошлогоднего дефицита в 3,23 триллиона.
Увеличение расходов в конце года является стандартной практикой для российской бюджетной системы. В декабре завершаются расчеты по государственным контрактам и авансируются многие социальные выплаты. Однако государство не всегда успевает потратить все запланированные средства. Например, в 2023 году неиспользованные финансы федерального бюджета составили 603,5 миллиарда рублей, а в 2022 году — 796 миллиардов.