Осенью 2024 года ставки по депозитам в российских банках достигли исторического максимума — 20% годовых, и продолжают расти.
Это означает, что если вы положите на вклад миллион рублей, то через год получите на 200 тысяч больше. Такая щедрость банков объясняется высокой ключевой ставкой, которая в октябре в России достигла своего исторического максимума — 21% годовых.
С помощью высоких ставок Центральный банк борется с инфляцией, стимулируя людей и компании больше сберегать и меньше тратить. Однако, что будет, когда ставку начнут снижать? Не приведёт ли это к ещё большему росту цен на товары, которые люди начнут покупать на заработанные на вкладах деньги? И не заставят ли финансовые власти ограничить вывод денег со счетов, как сейчас предполагают некоторые эксперты?
Ставку будут снижать постепенно, чтобы предложение успело за спросом.
В следующем году будет выплачено около 10 триллионов рублей в виде процентов. Учитывая, что вклады составляют примерно 50 триллионов, 20-процентная ставка приведёт к таким результатам. Однако эти деньги не возникают из ниоткуда. Банки выплачивают проценты из своего дохода, который они могут получить от выдачи кредитов. Компании, пользующиеся этими кредитами, также выплачивают проценты за использование заёмных средств для своих операций и инвестиций.
Другой вопрос — как будут использованы эти средства. При текущем уровне инфляции мы понимаем, что это значительные суммы. Эти дополнительные средства, в основном, достанутся гражданам, которые могут использовать их по-разному.
Цель заключается в том, чтобы предложение соответствовало спросу. Поэтому, как мне кажется, ставки останутся высокими на некоторое время, чтобы эти сбережения не хлынули на рынок сразу. То есть не произойдёт резкого снижения ставок, например, с 21% в начале года до 7% в конце.
Поэтому я не вижу особых проблем. С учётом инфляции и динамики развития производства, все эти деньги могут быть использованы для удовлетворения нормального спроса.
При снижении ставки люди продолжают сберегать, но в других активах.
Сегодня потребитель стремится получить высокую доходность по вкладам, которая ранее была недоступна. Вплоть до 2010-х годов мы жили в условиях устойчивой отрицательной ставки, когда проценты по вкладам не компенсировали инфляцию. В такой системе выигрывали те, кто занимал деньги: их долги поглощались инфляцией.
Сейчас же настало время сберегателей, которые получают доход от перераспределения средств между заёмщиками и вкладчиками.
Что происходит, когда ставки снижаются? Распространённое мнение о том, что люди, сберегавшие из последних сил при высоких ставках, сразу же начнут тратить деньги при их снижении, обычно не соответствует действительности.
Когда мы откладываем сбережения и переходим к более низкому уровню потребления, это становится нашей нормой. При снижении ставок мы ищем другие активы, чтобы поддерживать тот же уровень сбережений.
Есть люди, которые, сев на диету, по её окончании сразу же начинают есть много. Но обычно такого не происходит. Сбережения не являются вынужденной мерой, и как только исчезает повод, мы не бросаемся тратить все свои деньги.
Снижение ставки, например, с 21% до 19%, затем до 18%, плавно до 16% и до 15%, не вызовет резкого перехода к расточительству.
Рост спроса со стороны сберегателей уравновесит его падение от заемщиков.
Идея о том, что нас всех захлестнет волна денег, несколько искажена. Да, у некоторых представителей экономики появятся дополнительные доходы, но они будут получены за счёт уменьшения доходов или свободных ресурсов у других групп населения, которые платят ещё более высокие проценты по кредитам.
В корпоративном секторе более половины кредитов обслуживается по плавающим ставкам. Кроме того, с начала этого года компании активно привлекали средства во флоатерах, что составляет почти весь объём первичных размещений.
Если рассматривать влияние на совокупный спрос доходов, которые будут получены частью экономики в результате высоких ставок, то в целом по экономике не будет значительного денежного навеса. У некоторых людей появятся дополнительные доходы, которые могут пойти на увеличение спроса. Однако этот спрос на соответствующую величину будет ниже у тех, кто обслуживает кредиты.
Скорость снижения ставок — как номинальной, так и реальной, которая определяет жёсткость денежно-кредитных условий — будет определять, насколько эти дополнительные доходы будут направлены на потребление или останутся в сбережениях.
Согласно прогнозам Центрального банка, реальная ставка фактически будет оставаться выше нейтрального уровня до 2027 года. Это будет поддерживать стремление домохозяйств и некоторых компаний к увеличению сбережений и сокращению расходов.