Правительство приняло решение о повышении тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах, а также на грузоперевозки.
Проекты соответствующих приказов уже прошли антикоррупционную экспертизу. Давайте рассмотрим, какие изменения произойдут в этой сфере.
Как устанавливают тарифы на ж/д перевозки.
Перевозчики самостоятельно определяют стоимость билетов в купе, СВ и люксовых вагонах. Однако в плацкартных и общих вагонах цены корректируются в соответствии с тарифами, установленными государством.
Первоначально тарифы на проезд в этих поездах были установлены Федеральной службой по тарифам, но после её упразднения их ежегодно корректирует Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ранее ФАС индексировала тарифы на уровень, не превышающий потребительскую инфляцию. Формула индексации выглядела следующим образом: средневзвешенный индекс потребительских цен минус 0,1%.
Теперь же тарифы будут индексироваться с учётом промышленной инфляции, которая учитывает удорожание материалов, топлива и электроэнергии. В ФАС объяснили, что это позволит направить дополнительные средства на развитие железнодорожной инфраструктуры.
Как изменятся пассажирские тарифы.
Тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования вырастут на 11,6%. Это, в свою очередь, повлечёт за собой подорожание билетов.
Для перевозчиков увеличится плата за пользование железнодорожной инфраструктурой при перевозках во всех поездах дальнего следования на 10,2%. Транспортные компании заключают договоры с РЖД или другими владельцами железнодорожной инфраструктуры на оказание различных услуг, таких как управление движением поездов, подача и уборка вагонов, а также право на использование путей.
В связи с повышением тарифов, перевозчики могут сократить бонусные программы для пассажиров и увеличить стоимость билетов во все типы вагонов, включая купе, СВ и люкс.
Как изменятся тарифы на перевозку грузов.
Тарифы на перевозку грузов будут проиндексированы на 13,8%. В эту сумму входят ранее принятые надбавки: 1,5% на корректировку налогового законодательства, 7% на капитальный ремонт и 1% на транспортную безопасность.
До июня 2022 года для дальних перевозок экспортного угля действовали льготные тарифы. Однако их временно отменяли, а теперь они полностью исчезли.
Также будут проиндексированы тарифы на перевозки грузов в контейнерах: на 5% с 1 января 2025 года и еще на 5% с 1 января 2026 года. Исключение составят перевозки в термических контейнерах и контейнерах-платформах.
Для минерально-строительных грузов сохранится льготный тариф. А вот для некоторых продовольственных товаров его отменят с 1 января 2026 года.
Такая индексация может отразиться на стоимости перевозимых товаров.