Содержание статьи:
- Оборотный и необоротный коносамент
- Виды коносамента в зависимости от получателя
- Виды коносамента в зависимости от доставки
- Виды коносамента в зависимости от способа отгрузки
- Виды коносамента в зависимости от наличия отметок об отправлении
- Основные функции коносамента
- Структура и содержание коносамента
- Проблемы и риски, связанные с коносаментом
- Процесс выдачи и использования коносамента
Коносамент — это официальный документ, который выдаётся перевозчиком грузоотправителю при перевозке товаров морским транспортом. Он подтверждает, что товар был получен перевозчиком и обязуется доставить его в пункт назначения. Кроме того, коносамент даёт право получателю забрать груз и сопроводительные документы.
Проще говоря, это документ, который помогает контролировать и упрощает процесс доставки товаров морем. Подробное описание коносамента, правила его составления и порядок использования изложены в Кодексе торгового мореплавания.
Раньше при перевозке грузов морем товары часто приходили к получателю не в том состоянии и не в том количестве, в котором их отправляли. Поэтому при получении груза от отправителя перевозчик выдавал расписку, которая называлась коносаментом.
Со временем коносамент стал не только распиской, но и товарораспорядительным документом. Это означало, что он подтверждал передачу прав на груз от отправителя перевозчику.
В XX веке появились различные типы коносаментов, которые использовались для разных видов морских и речных перевозок товаров.
Сейчас коносамент используется не только для подтверждения договора перевозки при транспортировке по воде, но и при использовании нескольких видов транспорта. Он также служит для передачи прав на груз и является ценной бумагой.
Оборотный и необоротный коносамент
Коносамент — это документ, который подтверждает наличие договора на перевозку груза морским транспортом. Существует два вида коносамента: оборотный и необоротный.
Оборотный коносамент — это ценная бумага, которая даёт право владельцу распоряжаться грузом ещё до его прибытия в порт. Такой коносамент можно передавать другим лицам: продавать, покупать или закладывать в банке.
Необоротный же коносамент фиксирует право на получение груза за конкретным лицом. Его нельзя передавать третьим лицам.
Кроме того, можно выделить и другие виды коносаментов, которые различаются по определённым критериям.
Виды коносамента в зависимости от получателя
В зависимости от того, кто будет получать груз, документы на него могут быть разными:
* **Именной** — оформляется на конкретное юридическое или физическое лицо. В документе указывается точный адрес доставки.
* **Ордерный** — это оборотный документ, который позволяет держателю распоряжаться грузом по своему усмотрению во время перевозки. На обороте документа должна быть передаточная надпись — индоссамент — с указанием лица, которому передаётся право на получение груза. Владельцы груза могут меняться несколько раз за время перевозки, поэтому индоссаментов может быть несколько. Получателем будет тот, чьё имя указано в последней записи.
* **Предъявительский** — не содержит реквизитов получателя. Груз может получить любой человек, который предъявит этот документ.
Виды коносамента в зависимости от доставки
В зависимости от способа доставки:
* Линейный коносамент — используется при регулярных морских перевозках. В нём должно быть чётко указано расписание транспортировки с остановками в определённых портах.
* Фрахтовый или чартерный коносамент — применяется, если груз перевозят на основе договора фрахтования, когда судно нанимают на определённый период времени или рейс.
* Прямой коносамент — используется при прямой транспортировке без перевалки в других портах.
* Сквозной коносамент — требуется, если транспортировка груза осуществляется на нескольких судах или с использованием других видов транспорта, таких как железнодорожный. Заключение такого коносамента может быть более удобным, чем составление отдельных контрактов с каждым транспортировщиком.
* Фидерный коносамент — необходим, если товар перевозится не прямым маршрутом, а через промежуточный порт со сменой судна. Например, если в порту отгрузки не обслуживаются суда компании-перевозчика. В этом случае морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне.
* Контейнерный коносамент — применяется при перевозке грузов в контейнерах.
Виды коносамента в зависимости от способа отгрузки
**Виды отгрузочных документов**
В зависимости от способа отгрузки используются различные виды отгрузочных документов:
* **Домашний** — этот документ оформляется для того, чтобы избавить грузоотправителя от необходимости самостоятельно заниматься доставкой товара. Обычно его используют в следующих случаях:
* необходимо сохранить в тайне маршрут и данные о клиенте;
* компания-фрахтователь не хочет, чтобы клиент знал, кому принадлежит транспорт;
* документ нужно оформить до погрузки товара на судно;
* услуги, оказываемые отправителем или перевозчиком, не относятся к сфере морской логистики.
* **Бортовой** — фиксирует погрузку товара на судно. Он оформляется, когда товар уже находится на борту.
* **Береговой** — оформляется после приёмки товара от грузоотправителя, но до его погрузки на судно.
* **На погрузку** — составляется, если товар уже передан перевозчику, но ещё не помещён на транспортное средство.
* **Сборный** — используется для нескольких грузов, предназначенных для разных получателей.
Виды коносамента в зависимости от наличия отметок об отправлении
В зависимости от наличия отметок о состоянии отправления:
* Чистый — товар находится в удовлетворительном состоянии, отсутствуют записи или оговорки о дефектах груза, повреждении упаковки/тары.
* С оговорками — содержит записи на оборотной стороне бланка о видимых дефектах товара, повреждении упаковки, несоответствии груза описанию.
Основные функции коносамента
Коносамент — это договор между отправителем и перевозчиком, который подтверждает условия перевозки груза. Он также служит документом о грузовом хранении и доказывает право собственности на груз. Благодаря этому получатель может забрать груз по дороге.
В коносаменте содержатся полные данные о грузе: описание товара и его количество, условия доставки, порты отправки и назначения, сведения о судне, дата отправления и прибытия. Это позволяет контролировать и отслеживать груз.
Коносамент является ценной бумагой. Если в нём не указан грузополучатель, документ может стать оборотным. Это означает, что право на груз можно передать или продать в процессе транспортировки.
Коносамент также служит доказательством доставки. Его предъявляют перевозчику в обмен на груз. Это подтверждает, что товар был получен в соответствии с указанными условиями.
Кроме того, коносамент помогает в урегулировании споров. Он определяет ответственность сторон, например, в случае повреждения груза или задержки доставки.
Для отправителя коносамент означает, что ему не нужно сопровождать груз. Он уверен, что товар будет доставлен целым. Для перевозчика это возможность избежать ложных обвинений о пропаже товара. Получатель же получает гарантию, что заберёт именно тот товар, который был заявлен отправителем.
Структура и содержание коносамента
В статье 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перечислены требования к информации, которая должна быть указана в документе.
В документе необходимо указать следующую информацию:
* наименование перевозчика и его местонахождение;
* название порта погрузки согласно договору морской перевозки груза;
* дата принятия груза перевозчиком в порту погрузки;
* наименование отправителя и его местонахождение;
* название порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
* наименование получателя (если он указан);
* наименование груза и информация о нём;
* внешнее состояние груза и его упаковки;
* фрахт — плата за перевозку груза морским путём, которую должен оплатить получатель, или указание на то, что фрахт будет уплачен им;
* время и место выдачи коносамента;
* количество оригиналов документа, если их более одного;
* подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.
По соглашению сторон в коносамент могут быть включены дополнительные данные и оговорки.
Проблемы и риски, связанные с коносаментом
Чтобы избежать проблем, необходимо правильно заполнить коносамент. Даже незначительные ошибки могут привести к серьёзным последствиям:
* задержка таможенной очистки груза;
* финансовые расходы на исправление данных;
* затягивание сроков выгрузки товара в порту назначения;
* выплата компенсации судну за простой из-за задержки;
* порча товара из-за простоя.
Также важно сразу определить в документе порядок действий всех сторон в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, например, погодных условий, которые могут негативно повлиять на качество товара или сроки его доставки.
Процесс выдачи и использования коносамента
Перед отправкой груза, грузоотправитель или его доверенное лицо оформляет погрузочный ордер в нескольких экземплярах. В этом документе должны быть указаны:
* название судна;
* наименование товара и его количество;
* маркировка груза и тип упаковки;
* данные грузоотправителя и получателя;
* информация о портах погрузки и доставки.
После того как товар будет погружен на судно, перевозчик поставит свою подпись на документе. Один из экземпляров ордера станет штурманской распиской, которая подтверждает факт погрузки продукции на судно. В обмен на расписку грузоотправитель получает оригинал коносамента.
Коносамент составляется в трёх или четырёх экземплярах: оригиналы остаются у отправителя, перевозчика и получателя. Когда получатель забирает груз, остальные документы теряют юридическую силу.