Содержание статьи:
С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи товаров в розницу. В данной статье попробуем разобраться, что изменилось.
Устаревшее постановление о розничной торговле
Предыдущие правила устарели, они не очень хорошо учитывали особенности дистанционной торговли. Когда составляли старый документ, больше ориентировались на покупки через каталог. Помните: каталог, который приходит по обычной почте, вы выбираете в нем свитер и оплачиваете через наложенный платеж.
Новое постановление фиксирует устоявшуюся деловую практику, помогает бизнесу и клиентам договориться об общих правилах. Есть изменения, которые скорее в пользу компаний, а есть — в пользу покупателей. В общем, боевая ничья. Изменений очень много, я расскажу об основных.
На сайте должна быть оферта
Раньше. Об оферте в правилах ничего не было. Хочешь публикуй, хочешь — нет.
Что изменилось. Теперь бизнес обязан публиковать оферту, причем неважно, где именно он продает: на сайте, в приложении, соцсетях. Что продает — тоже неважно. Теперь на сайте магазина бытовой техники и в Инстаграме продавца марафона желаний должна быть оферта. Одного описания недостаточно.
Важно! Оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой
На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели больше защищены. Если раньше можно было по-разному трактовать условия покупки, то теперь они четко прописаны.
Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил
Раньше. В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать. Бизнес по-разному обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.
Что изменилось. Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.
На что повлияли изменения. Для бизнеса это большой плюс, потому что теперь есть страховка от ошибок, изменения курса рубля и чего угодно еще. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта — у покупателя нет права это требовать. Однако для обычных покупателей изменение ничего не меняет все остается по-прежнему. А вот у недобросовестных меньше шансов обхитрить бизнес и нажиться на случайной ошибке.