Содержание статьи:
- Законодательная база
- Водитель хамит
- Нарушает правила дорожного движения
- Претензия в компанию перевозчика
- Обращение в государственные структуры
- Жалоба на такси в Роспотребнадзор
- Жалоба на водителя Яндекс.Такси
- Как правильно написать претензию
- Подаем иск в суд
- Жалоба
- Способы передачи жалобы
- Как распознать официально зарегистрированного таксиста
Законодательная база
Законодательство играет ключевую роль в регулировании отношений между гражданами и представителями службы перевозок, обеспечивая защиту прав потребителей. До 2009 года клиенты были недостаточно защищены от неправомерных действий таксистов, поскольку суды и контролирующие органы основывались только на общем законе о защите прав потребителей.
Постановление Правительства от 2009 года №–112 «О правилах перевозки пассажиров и багажа» стало основным источником для привлечения к ответственности недобросовестных водителей такси.
Работа служб легковых такси регулируется следующими законодательными актами:
- Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1;
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» от 14 февраля 2009 года № 112.
Водитель хамит
К сожалению, случаи, когда водитель такси проявляет неуважение к пассажирам, не редкость.
В зависимости от характера поведения водителя, можно выделить несколько категорий нарушений:
- Неуважительное поведение, не содержащее оскорблений или угроз, можно сообщить в диспетчерскую службу или руководству компании.
- Оскорбление со стороны водителя может стать основанием для привлечения его к административной ответственности. В таком случае применяются наказания, предусмотренные статьёй 5.61 КоАП РФ.
- Если водитель угрожает пассажиру, это уже является преступлением, которое регулируется статьёй 119 Уголовного кодекса РФ. В этой ситуации также возможно привлечение к ответственности.
Однако если хамство переходит в физическое насилие, необходимо немедленно обратиться в полицию. Сотрудники полиции проведут расследование и привлекут виновного к ответственности в соответствии с законом.
Нарушает правила дорожного движения
За соблюдением правил дорожного движения следит ГИБДД. Если пассажир обнаружил, что таксист нарушил ПДД, он может сообщить об этом в дежурную часть ГИБДД.
Чтобы быстро привлечь водителя к ответственности, нужно сразу после прибытия позвонить в местное отделение ГИБДД по телефону или набрать 02. Расскажите дежурному полицейскому о нарушении. Обязательно сообщите информацию об автомобиле, включая его текущее местоположение, и организации, которая его предоставила.
Подать жалобу на такси с информацией о нарушении правил можно и позже.
Заявление оформляется в письменном виде на специальном бланке. В нём должна быть следующая информация:
- название организации, занимающейся перевозкой;
- государственный номер автомобиля, который участвовал в нарушении правил;
- сведения о правонарушении, совершённом водителем.
После подачи жалобы сотрудники проведут расследование. Если информация подтвердится, водителю будет назначено соответствующее наказание.
Претензия в компанию перевозчика
Второй способ выразить недовольство — это направить досудебную претензию перевозчику. Претензию можно отправить в печатном или электронном виде, подробно описав суть жалобы и информацию о поездке.
Претензия должна быть адресована руководству службы такси и содержать следующую информацию:
- сведения о заявителе;
- информацию о поездке (дата и направление, номер машины, стоимость услуги);
- суть жалобы (описание нарушений, допущенных водителем или сотрудниками сервиса);
- требования (например, о компенсации или привлечении водителя к ответственности).
Претензию следует отправить перевозчику. Её можно передать сотруднику предприятия лично или отправить по почте (в том числе электронной). Согласно закону, компания должна рассмотреть ваше заявление и ответить на него в течение 10 рабочих дней. Если от службы такси не последует никаких действий, необходимо предпринять дальнейшие шаги.
Обращение в государственные структуры
Если вы не можете решить проблему с перевозчиком самостоятельно, стоит обратиться в надзорные органы. Вы можете подать жалобу в следующие ведомства:
- Министерство транспорта;
- Роспотребнадзор;
- ГИБДД, прокуратуру.
Чаще всего жалобы на некачественный сервис такси поступают в Роспотребнадзор. При необходимости он перенаправляет их в нужный государственный орган. Вы можете отправить претензию как в бумажном, так и в электронном виде через сайт организации.
Срок рассмотрения заявления от потребителя — 30 дней.
В правоохранительные органы или суд стоит обращаться, если действия водителя или службы такси нарушают уголовное законодательство. Например, если пассажир получил травму во время поездки или имеет материальные претензии к водителю, следует подать иск на перевозчика.
При обращении в государственные органы важно серьёзно подготовиться. Необходимо не только правильно и подробно составить претензию, но и предоставить доказательства событий, описанных в жалобе на такси. Только в этом случае решение будет в вашу пользу.
Жалоба на такси в Роспотребнадзор
Вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор:
- в письменной форме в территориальный орган или в центральный аппарат;
- в электронном виде, заполнив предложенную форму.
Если вы хотите, чтобы по вашему обращению провели проверку, вам нужно будет предварительно авторизоваться в системе ЕСИА. А если проверки не требуется, достаточно заполнить предложенную форму.
Также вы можете обратиться в Роспотребнадзор с жалобой, посетив руководителя органа или других должностных лиц. График приёма можно узнать на официальном сайте ведомства или на сайтах территориальных подразделений.
В соответствии со статьёй 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, Роспотребнадзор должен рассмотреть ваше обращение в течение 30 дней с момента его регистрации.
Жалоба на водителя Яндекс.Такси
Одной из особенностей сервиса Яндекс.Такси является возможность пользоваться мобильным приложением для заказа поездок. В приложении можно не только указать параметры поездки и оплатить её, но и оценить поездку и поставить водителю соответствующую оценку, которая повлияет на его рейтинг.
Если вы столкнулись с ненадлежащим оказанием услуг Яндекс.Такси, вы можете:
- воспользоваться соответствующей возможностью мобильного приложения;
- позвонить диспетчеру;
- посетить официальный сайт Яндекс.Такси;
- обратиться в полицию, если речь идёт об угрозе жизни и здоровью пассажиров.
На официальном сайте Яндекс.Такси представлены несколько форм для заполнения в зависимости от категории проблемы:
- отзыв о поездке;
- проблема с оплатой;
- не сработал промокод;
- проблема с подпиской Яндекс.Плюс;
- не приходят отчёты о поездке;
- ошибки в работе приложения;
- сообщение о забытых в такси вещах;
- информация о нарушении правил.
Как правильно написать претензию
Претензия — это официальный документ, поэтому составлять её нужно по определённому образцу. В ней необходимо указать:
- информацию о компании: название, адрес, ФИО руководителя;
- контактные данные заявителя и его полные ФИО;
- лицо или организацию, куда направляется жалоба;
- суть претензии к перевозчику;
- законодательную основу, описывающую выявленные нарушения;
- список прикреплённых доказательств;
- требование заявителя.
На документе обязательно должны быть подпись заявителя и дата обращения.
Подаем иск в суд
Не во всех случаях можно обратиться в суд с жалобой на «Яндекс Такси». Если речь идёт о незначительных нарушениях, то этим вопросом занимаются другие контролирующие органы. Однако, если произошёл серьёзный конфликт, ДТП или мошенничество, то следует подать иск.
Как подать иск в суд на «Яндекс Такси»?
- Подготовьте исковое заявление, в котором подробно опишите все нарушения, сошлитесь на соответствующие законы и сформулируйте свои требования.
- Вместе с исковым заявлением предоставьте необходимые доказательства по месту проживания или регистрации перевозчика.
- Ожидайте рассмотрения дела судом и получите решение.
Обращение в суд — это самый надёжный способ наказать нарушителей и получить компенсацию за моральный и материальный ущерб. В ходе рассмотрения дела могут быть назначены проверки, по результатам которых перевозчика могут оштрафовать или лишить лицензии.
Жалоба
Эффект жалобы во многом зависит от того, насколько грамотно она составлена и какими доказательствами подкреплена. При составлении жалобы следует придерживаться официально-делового стиля и ссылаться на законодательные нормы.
Структура жалобы:
- «Шапка» документа. В этой части необходимо указать название службы такси, юридический адрес и Ф.И.О. руководителя.
- Название документа — «Жалоба».
- Суть жалобы. В описательной части следует подробно изложить суть произошедшего. Важно указать точное время вызова такси, время начала поездки и её окончания. Также рекомендуется привести положения из нормативных источников, которые подтверждают противоправный характер действий таксиста.
- Заключение. В этой части заявитель (клиент таксиста) требует от уполномоченного органа отреагировать на нарушения и принять меры по их устранению.
- Приложенные документы.
Способы передачи жалобы
Если вы столкнулись с проблемами во время поездки на такси, вы можете подать жалобу. Для этого есть несколько способов:
- Личное обращение в ведомство. Вам нужно будет прийти в ведомство и передать жалобу в двух экземплярах. На одном из них должны поставить отметку о принятии.
- Отправка жалобы заказным письмом. Вы можете отправить жалобу по почте, предварительно заказав отправку с описью вложения.
- Передача жалобы в электронном виде. Жалобу можно отправить через интернет. Например, на официальном сайте Роспотребнадзора или большинства служб такси есть возможность отправить заявление онлайн.
- Обращение по телефону горячей линии или через диспетчерскую. Если у вас есть вопросы или проблемы, вы можете позвонить по телефону горячей линии, который указан на сайте службы такси, или обратиться через диспетчерскую службу. Например, такие обращения принимает ГИБДД.
В зависимости от причины вашей жалобы, вы можете обратиться в разные инстанции. Это может быть руководство такси, Роспотребнадзор, ГИБДД, прокуратура или местные департаменты транспорта.
После получения вашей жалобы должны быть предприняты соответствующие меры.
Как распознать официально зарегистрированного таксиста
Если водитель работает официально и имеет все необходимые документы, в салоне его автомобиля вы найдёте соответствующую информацию. Обычно она располагается на передней панели и включает в себя:
- название организации-перевозчика с контактными данными;
- визитную карточку водителя с фотографией;
- информацию о тарифах. В легальных такси обязательно указывается способ тарификации: расчёт по времени поездки или по километражу на счётчике;
- контактные данные службы, контролирующей пассажирские перевозки.
Некоторые водители работают официально, но только на себя, без привязки к другим перевозчикам. То есть, они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. В таких машинах также присутствует информация об ИП водителя. Если ваши права были нарушены таксистом, который является индивидуальным предпринимателем, вы можете обратиться с жалобой в службу, в которой зарегистрирован водитель.