Задать вопрос Образцы документов Последние консультации Наши юристы Новости Контакты Вход/Регистрация

Магазин или ресторан отказывает в безналичной оплате: что делать и законно ли это?

Хотите узнать, как решить вашу проблему?

Обращайтесь в форму онлайн-вопроса или звоните по телефону горячей линии.

+7 (495) 744-37-98 Мы работаем 24/7

Безналичный расчёт стал неотъемлемой частью жизни россиян, и ситуация, когда у человека не принимают карту, может вызвать недоумение. Ведь не у каждого покупателя или заказчика услуг есть с собой наличные. Давайте выясним, существует ли законодательно установленная обязанность принимать карты к оплате, и можно ли подать жалобу на магазины, рестораны или другие организации, которые не хотят принимать карты.

1. Должны ли компании обязательно принимать «безнал».

Если в ресторане, магазине или другой организации отказываются принимать карты к оплате, стоит обратиться к статье 16.1 Закона о защите прав потребителей. Часть 1 этой статьи обязывает продавцов обеспечить возможность оплаты услуг, товаров и работ на выбор потребителя:

  • за наличные денежные средства;
  • с использованием национальных платёжных инструментов, то есть банковских карт «Мир».

При этом компании не обязаны принимать банковские карты зарубежных платёжных систем, таких как MasterCard или Visa. Однако, учитывая требования закона об обслуживании клиентов в рамках системы «Мир», терминалы обычно поддерживают и карты зарубежных партнёров.

Обеспечение оплаты по банковской карте становится обязательным, если выручка предпринимателя или фирмы за прошедший календарный год превышает 20 миллионов рублей.

В то же время закон разрешает освобождать магазины, рестораны и другие организации от необходимости иметь терминал для безналичной оплаты в следующих случаях:

  • Отсутствие доступа к системам связи. Если в точке продаж нет доступа к интернету и не предоставляются услуги подвижной радиотелефонной связи, продавец может просить клиентов расплачиваться наличными.
  • Маленькая выручка. Если за прошедший календарный год продавец заработал менее 5 миллионов рублей, он освобождается от обязанности иметь в своём магазине терминал для безналичной оплаты.

2. Жалоба в Роспотребнадзор.

Если в магазине не работает терминал, хотя по закону он должен быть доступен для покупателей, можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. В обращении необходимо указать следующую информацию:

— Название управления Роспотребнадзора, в которое направляется жалоба;
— Ваши фамилию, имя и отчество, а также адрес проживания;
— Тема обращения и описание того, какие права как потребителя были нарушены;
— Если жалоба подаётся онлайн, можно прикрепить фотографии, подтверждающие ваши слова;
— Дата и подпись заявителя.

Роспотребнадзор проведёт проверку и выяснит, почему не принимают карты к оплате. После рассмотрения жалобы и, возможно, проверок в отношении организации, гражданину будет дан ответ на его обращение. Роспотребнадзор сообщит, правомерно ли предприниматель или фирма не осуществляют безналичные платежи.

3. Судебная практика по отказу в безналичных расчётах.

В июне 2017 года Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел дело № 307-АД17-6507, в котором участвовал Роспотребнадзор и один из магазинов в Кемеровской области. В ведомство поступила жалоба от покупательницы, которая хотела узнать, почему в магазине не принимают банковские карты.

Роспотребнадзор провёл проверку и на основании части 4 статьи 14.8 КоАП РФ оштрафовал торговую организацию на 30 тысяч рублей. Компания попыталась оспорить этот штраф, но Верховный Суд не нашёл оснований для его отмены. Суд пришёл к выводу, что магазин действительно неправомерно отказал покупательнице в возможности оплатить товар с помощью безналичной оплаты.

4. Частые вопросы.

Могут ли в магазине обманывать, говоря, что банковские карты временно не принимаются?

Вряд ли торговой точке выгодно обманывать покупателей, утверждая, что терминал не работает. Ведь покупатели могут отказаться от покупки и найти аналогичные товары у конкурентов. К тому же, не в каждом торговом центре установлены банкоматы для снятия наличных, а если и установлены, то не факт, что они именно того банка, в котором обслуживается клиент. Поэтому, скорее всего, временные ограничения на использование безналичных платежей носят реальный характер.

Ресторан предлагает скидку, если мы оплатим обед наличными. Законно ли это?

Закон не ограничивает проведение акций в предприятиях общественного питания. Однако попытка получить наличные деньги вместо безналичных может свидетельствовать о недобросовестности ресторана. Возможно, предприятие скрывает выручку от налоговых органов.

Какой максимальный штраф за незаконный отказ принимать «безнал»?

Часть 4 статьи 14.8 КоАП РФ за непредоставление потребителям возможности оплачивать услуги, работы и товары безналичным способом предусматривает штраф в размере 30-50 тысяч рублей.

Могут ли быть оштрафованы должностные лица, отказавшиеся принимать оплаты по карте?

Да, часть 4 статьи 14.8 КоАП РФ также предусматривает штрафы для должностных лиц, которые нарушили права потребителя. Размер финансовых санкций для них составляет 15-30 тысяч рублей.

5. Заключение эксперта.

Если в ресторане, магазине или другом заведении не принимают карты к оплате, это может быть связано с техническими проблемами, как со стороны заведения, так и со стороны банка. Если терминал отсутствует незаконно, гражданин может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Однако существуют ситуации, когда отсутствие терминала может быть законным: например, если годовая выручка составляет менее 5 миллионов рублей или если нет доступа к интернету или радиотелефонной связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн
Задать вопрос юристу
Напишите ваш вопрос мы обязательно вам ответим
20 Юристов

сейчас онлайн

11 минут

средняя скорость ответа



Все рубрики:




Подождите...

Мы готовы вам помочь бесплатно

    Консультант онлайн (Дмитрий Романович)

    Получите совет юриста за 15 минут!


    +