Telegram
Заказать звонок
+7 (495) 744-37-98 Горячая линия 24/7
Задать вопрос Образцы документов Последние консультации Наши юристы Новости Контакты Вход/Регистрация
Заказать звонок
+7 (495) 744-37-98 Горячая линия 24/7

Маломобильные группы населения: кто относится к МГН.

Хотите узнать, как решить вашу проблему?

Обращайтесь в форму онлайн-вопроса или звоните по телефону горячей линии.

+7 (495) 744-37-98 Мы работаем 24/7

Не многие знают, что в 2024 году к маломобильным группам населения относятся не только люди с ограниченными возможностями, но и дети до семи лет, те, кто перенёс травму, пожилые люди старше 60 лет и даже женщины с колясками.

В этой статье наши юристы рассказали о правах этих категорий граждан и о том, какие условия должны быть созданы для них в городской среде.

1. Кто относится к маломобильным группам по закону.

Понятие «маломобильные группы населения» (МГН) охватывает людей, которые испытывают трудности в самостоятельном передвижении или при использовании различных услуг. Согласно Своду правил СП 59.13330.2020. СНиП 35-01-2001, к этой категории относятся:

  • Люди с установленной группой инвалидности, определяемой медико-социальной экспертизой (МСЭ).
  • Лица с временными ограничениями здоровья, такими как после травм или переломов конечностей.
  • Беременные женщины.
  • Пожилые граждане.
  • Лица, сопровождающие детей в колясках.
  • Люди с багажом и другие.

В других нормативно-правовых актах, действующих на территории России, нет подробной классификации граждан, относящихся к МГН. Например, в Законе «О социальной защите» дано только определение «инвалид», а другие категории граждан не указаны. Поэтому в данной статье акцент будет сделан именно на Свод правил, который поможет лучше понять, какие группы населения можно отнести к маломобильным.

Группа М1.

В данном контексте речь идет о людях, которые испытывают трудности в передвижении, но не относятся к категории инвалидов. В эту группу входят:

  • пожилые люди;
  • дети дошкольного возраста;
  • лица, сопровождающие детей дошкольного возраста (до 7 лет);
  • беременные женщины.

Важно отметить, что к группе М1 маломобильных категорий населения также относятся слабослышащие и глухие люди, которые могут быть признаны инвалидами по решению медико-социальной экспертизы.

Группа М2.

К этой категории маломобильных граждан относятся пожилые люди, которые имеют ограниченные возможности передвижения. В эту группу также входят инвалиды по старости и люди с нарушениями зрения, которые не могут ориентироваться в пространстве без помощи белой трости.

Независимо от того, к какой категории маломобильных граждан вы относитесь, власти на федеральном и региональном уровнях обязаны создать условия для беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, городскому транспорту и другим значимым объектам.

Если вы столкнулись с нарушением ваших прав как представителя маломобильной группы населения, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы проконсультируем вас по всем вопросам и подскажем, как привлечь к ответственности тех, кто ответственен за обеспечение ваших прав.

Группа М3.

К маломобильным гражданам, согласно Своду Правил, относятся те, кто использует костыли или трости для передвижения. Это может быть как одна опора, так и две. В эту категорию также входят инвалиды, лишившиеся конечностей и пользующиеся протезами.

Кроме того, Свод правил выделяет следующие категории:

  • Группа МГН М4 — Инвалиды-колясочники.
  • НМ — Немобильные граждане — те, кто не может самостоятельно передвигаться.
  • НТ — Нетранспортабельные граждане — те, чья транспортировка может представлять опасность для здоровья или жизни.
  • НО — Лица с ограниченной степенью свободы, например, из-за психических отклонений.

Эти требования должны быть учтены всеми без исключения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими участниками правоотношений.

2. Обязанности организаций перед МГН.

Маломобильные группы граждан, включая инвалидов, относятся к социально незащищённым категориям населения. В связи с этим, организации и власти на всех уровнях — региональном и федеральном — обязаны создать для них комфортные условия для жизни, включая беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры. Давайте подробнее рассмотрим эти обязанности.

Пример из практики:

Молодой человек попал в дорожно-транспортное происшествие. В результате врачи диагностировали паралич нижних конечностей. Мужчине присвоена первая группа инвалидности. Из-за утраты способности к самостоятельному передвижению он стал немобильным гражданином.

Доступ к инфраструктуре.

Чтобы люди с ограниченными возможностями могли в полной мере пользоваться всеми благами и инфраструктурными объектами, ответственные лица должны обеспечить:

1. Оснащение объектов специальными приспособлениями для перемещения инвалидов, такими как пандусы и поручни.
2. Установку санитарно-гигиенических узлов, адаптированных для инвалидов, при условии, что в здании предусмотрены туалеты.
3. Организацию широких проходов и проездов, позволяющих беспрепятственно передвигаться на инвалидных колясках.

Условия для пользования транспортом.

В соответствии с действующим законодательством, общественный транспорт должен быть приспособлен для удобства людей с ограниченными возможностями. В частности, в автобусах, электробусах и других видах транспорта должны быть оборудованы специальные места для инвалидных колясок, оснащенные поручнями и системами вызова водителя. Кроме того, общественный транспорт должен быть оснащён пандусами, которые могут регулировать свой уровень для облегчения посадки и высадки.

Важно отметить, что средства связи и информации, включая аудиовизуальное дублирование сигналов светофоров и пешеходных переходов, также должны быть адаптированы для удобства маломобильных граждан.

На железнодорожных вокзалах обязательно наличие пандусов, лифтов и специально оборудованных мест в залах ожидания. Также должны быть предусмотрены адаптированные столики в пунктах питания и туалеты. Для посадки в пассажирские вагоны должны быть доступны мобильные подъемные устройства.

Пассажирские вагоны, предназначенные для перевозки маломобильных граждан, должны быть оснащены специальными купе с расширенными проходами, поворотными креслами, поручнями и экстренными кнопками для связи с проводниками. Для слабовидящих и незрячих пассажиров поезда должны быть оборудованы аудиоинформационными системами и надписями, выполненными шрифтом Брайля.

Пример из практики:

Инвалид-колясочник Л. столкнулся с проблемами при попытке воспользоваться городским автобусом. Причина заключалась в отсутствии пандуса и системы, позволяющей опустить транспортное средство до уровня бордюра. Это нарушало его права на доступность и комфорт при использовании общественного транспорта.

Он направил в транспортную компанию заявление с просьбой оборудовать автобус необходимыми устройствами. Однако юридическое лицо проигнорировало его обращение. Тогда Л. обратился в Роспотребнадзор и прокуратуру. В результате компания была оштрафована на 25 000 рублей.

Допуск собаки-поводыря.

Отдельного закона, запрещающего вход в продовольственные магазины с животными, не существует. Однако такой запрет был введен в связи с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Следует отметить, что это ограничение не распространяется на собак-поводырей, которые сопровождают людей с нарушениями зрения. В общественных местах у маломобильных граждан, имеющих собаку-поводыря, могут потребовать документы, подтверждающие, что животное прошло специальное обучение и готово выполнять свои функции.

Важно знать, что перевозка собак-поводырей в пассажирских поездах разрешена для маломобильных граждан без необходимости предъявления дополнительных документов, за исключением удостоверения, подтверждающего статус собаки как поводыря.

3. Ответственность за несоблюдение требований.

Должностные лица и юридические лица, нарушающие требования по созданию доступной среды для маломобильных граждан, несут ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Статья 9.13 КоАП РФ предусматривает наказание за уклонение от выполнения обязанностей по обеспечению доступности для людей с ограниченными возможностями.

Штрафы за такие нарушения составляют:

  • для должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.

Размер наказаний за подобные нарушения может варьироваться в зависимости от региона. Например, в Москве, согласно статье 8.23 КоАП, юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 100 000 до 200 000 рублей.

Каждый человек, не только люди с ограниченными возможностями, имеет право обратиться с жалобой в надзорные органы. Если вы заметили, что у входа в торговый центр, ресторан, магазин или любую другую организацию отсутствует пандус, вы можете обратиться в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Чтобы эффективно использовать свои права, рекомендуется обратиться к опытным юристам, которые смогут аргументировать ваши требования и помогут составить необходимые документы.

4. Судебная практика.

В ходе проверки одной из аптек в Нижнем Новгороде было обнаружено отсутствие пандуса и неисправность кнопки вызова сотрудника. Эти факты стали основанием для прокуратуры, которая инициировала административное дело о нарушении КоАП.

По итогам рассмотрения дела Росздравнадзор наложил на юридическое лицо, представляющее аптеку, штраф в размере 20 000 рублей.

Организация обратилась в суд с просьбой заменить штраф на предупреждение, аргументируя это тем, что неисправность кнопки была устранена в процессе рассмотрения административного дела. Также она указала, что аптека арендует помещение и обязанность по установке пандуса лежит на собственнике здания.

Однако суд отклонил требования иска, подтвердив законность наложенного штрафа.

5. Частые вопросы.

Кто такой маломобильный человек?

Маломобильный человек — это человек, который испытывает трудности при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или выполнении других действий.

Какая расшифровка у аббревиатуры МГН?

МГН расшифровывается как маломобильная группа населения.

Что делать, если нарушаются права маломобильных граждан?

Если вы столкнулись с нарушением прав маломобильных людей, вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, прокуратуру или суд.

6. Заключение юриста.

В 2024 году маломобильные группы населения будут относиться к категории социально незащищённых. Это означает, что власти на всех уровнях обязаны обеспечить их всей необходимой инфраструктурой, чтобы они могли без проблем посещать организации, пользоваться общественным транспортом и так далее. В случае невыполнения законодательных требований должностные и юридические лица могут понести ответственность согласно КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Онлайн
Задать вопрос юристу
Напишите ваш вопрос мы обязательно вам ответим
Отправляя вопрос, вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения
20 Юристов

сейчас онлайн

11 минут

средняя скорость ответа



Все рубрики:




Подождите...

Мы готовы вам помочь бесплатно

    Консультант онлайн (Дмитрий Романович)
    Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

    Получите совет юриста за 15 минут!

    Не все поля заполнены

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

    Не хотите ждать? Звоните:
    +7 495 744-37-98
    Получить ответ
    207 юристов готовы ответить сейчас
    Ответ за 15 минут!
    +