Не редко покупатели сталкиваются с неприятными ситуациями, когда продавец по каким-то причинам отказывается обслуживать. В этой статье выясним, законен ли такой отказ и что делать потребителю для защиты своих прав.
Правовая основа
Начнём с того, что, в соответствии со статьей 445 ГК РФ, в случае отказа от заключения договора розничной купли-продажи потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключения договора о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения.
Более того, потребитель также вправе требовать компенсацию причиненного морального вреда, размер которого он определяет самостоятельно. Помимо обращения в суд покупатель также может обратиться с соответствующей жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора.
Между тем, согласно статье 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Необоснованный отказ от заключения договора запрещается.
В каких случаях можно отказать в обслуживании?
На сегодняшний день существует ряд случаев, допускающих законный отказ от обслуживания:
— ситуация, предусмотренная статьей 10 ГК РФ: злоупотребление своим правом. Это может быть, например, намерение причинить вред здоровью другого лица или материальный ущерб магазину. В этом случае отказ правомерен.
— ситуация, когда законодательством запрещено продавать тот или иной товар или оказывать услугу какому либо лицу. Например, продавать алкоголь и табачную продукцию несовершеннолетним.
К какой ответственности можно привлечь продавца за необоснованный отказ в осблуживании?
Согласно положениям действующего законодательства, в случае незаконного отказа в обслуживании продавца можно привлечь к двум видам ответственности: административной и гражданской.
Если говорить об административной ответственности, то такие действия продавца, как показывает судебная практика, зачастую квалифицируются по статье 19.1 КоАП (самоуправство).
Между тем, можно привлечь продавца и к гражданской ответственности в случае, если его противоправными действиями потребителю был нанесён моральный илт материальный вред. Оба вида ответственности могут сочетаться и не исключают друг друга.
Как защитить свои права?
Сегодня муществует множество способов защиты своих прав в такой ситуации. Например, можно обратиться с жалобой в органы прокуратуры или Роспотребнадзор. Предварительно следует получить доказательства инцидента, записав отказ на видео или направив письменную претензию.
Ещё один вариант — это подача искового о защите прав потребителей заявления в судебную инстанцию. В таком случае потребителю придётся самостоятельно защищать свои права, однако в случае проигрыша ещё и оплачивать все судебные расходы. Зато в случае выигрыша их можно будет компенсировать.