Содержание статьи:
Письмо-претензия – это вид деловой корреспонденции, который применяется в тех случаях, когда одна сторона договорных отношений в письменном виде высказывает другой стороне недовольство качеством исполнения обязательств или же информирует о полном их отсутствии. Но обязательно ли отвечать на неё и в какой срок это нужно сделать?
Сроки ответа на претензию
На сегодняшний день срок ответа на претензию по закону устанавливается для стороны, ее получившей, и предполагает, что до его истечения необходимо удовлетворить требования второй стороны гражданских правоотношений или же направить отказ в надлежащей форме.
Законодательно установленный срок рассмотрения претензии или ее удовлетворения следует из нормативных документов:
- Гражданский кодекс (статья 452, статья 810, статья 837);
- Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;
- Кодекс внутреннего водного транспорта (статья 163).
Между тем, не везде установлен конкретный срок. Например, в силу пункта 2 статьи 314 ГК, требование кредитора должно быть предъявлено в разумный срок. Рассмотрение указанного требования производится в срок, соответствующий обычаям делового оборота.
Понятие обычая приводится в пункте 2 постановления Пленума Верховного суда «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 ГК РФ» от 23.06.2015 № 25. Под ним следует понимать сложившееся, устоявшееся во времени правило, которое, однако, не закреплено в нормах действующего законодательства.
Общее правило
В пункте 2 статьи 452 ГК содержится положение о том, что если срок ответа на предложение об изменении или расторжении договора не указан в самой претензии, не следует из закона или договора, то его следует принимать равным одному календарному месяцу.
На основании указанной нормы и обычаев делового оборота срок, отведенный на рассмотрение претензии, принято считать разумным, если он не превышает одного месяца. Срок ответа на претензию по закону в 30 дней устанавливается лишь в отношении предложения одной из сторон сделки о внесении изменений в гражданско-правовой договор или о его расторжении.
При направлении предсудебной претензии в случаях, когда досудебный порядок урегулирования спора является обязательным, необходимо также исходить из разумного срока для ее рассмотрения, если законодательно отведенных сроков на предоставление письменного ответа заявителю в таких случаях не предусмотрено. Поскольку АПК эти сроки установлены, то касается данное правило лишь некоторых видов гражданско-правовых отношений с участием физического лица.
Какой срок ответа на претензию по Закону «О защите прав потребителей»?
Срок для письменного ответа на заявление потребителя не устанавливается ни Гражданским кодексом, ни специализированным законодательством о защите прав потребителей. В связи с этим практика гражданско-правовых отношений складывается таким образом, что их участниками используется срок для ответа на предложения об изменении и расторжении договора, а также общая норма о сроке ответа на обращение гражданина, согласно Федеральному закону «Об обращениях граждан» — то есть один месяц.