Содержание статьи:
На практике очень часто имеют место ситуации, когда покупатель желает вернуть некачественный товар назад в магазин. Но не все понимают, как грамотно это реализовать. Расскажем в данной статье.
Правовое регулирование и основания для возврата бракованного товара
Как показывает судебная практика, брак в продукции может быть вызван самыми разными причинами:
- неправильной транспортировкой;
- неточным соблюдением производственных условий;
- небрежным отношением к товару при производстве или в процессе хранения.
Можно выделить следующие разновидности бракованного товара:
- С исправимыми недостатками – товар или изделие потенциально можно эксплуатировать, но только после устранения недостатков;
- С окончательным браком – товар или изделие не подлежат ремонту, либо он экономически нецелесообразен;
- С внутренним браком – он выявляется до отправки продукции на реализацию, то есть не выставляется на продажу;
- С внешним браком – этот производственный брак обнаруживается потребителями после покупки.
Различия между видами брака
Несмотря на различия между всеми видами бракованных изделий, их объединяет одно – наличие недостатков в товаре. Таким образом, возврат бракованного товара – это, по сути, возврат товара с недостатками. Такие дефекты товара могут обнаружиться только по истечении определенного промежутка времени или в процессе постоянной эксплуатации товара.
Порядок возврата бракованного товара прописан в Федеральном законе «О защите прав потребителей». Закон закрепляет право потребителя на возврат товара в магазин при условии обнаружения в нем брака. Потребитель может вернуть бракованный товар с опорой на 18, 22 и 23 статьи закона «О защите прав потребителей».
Также возможность возврата любого некачественного товара гарантируется покупателям Гражданским кодексом. Так, в статьях 502 — 503 прописано право покупателя на обмен продукции ненадлежащего качества, и если после покупки она оказалась непригодной для эксплуатации или для потребления.
Бракованный товар можно вернуть в магазин на основании наличия в нем недостатков и при условии соблюдения положенных сроков для возврата. Условием для возврата бракованного товара могут стать:
- наличие в нем производственных недостатков;
- недостатков, полученных при перевозке товара продавцом;
- недостатков, исключающих возможность нормальной эксплуатации товара.
Какие права имеет покупатель?
При возврате качественного товара у покупателя есть единственный повод для возврата его в магазин и получения денег: у продавца не должно быть товаров, которые могли бы заменить предыдущий. В отношении товаров с недостатками подобные ограничения отсутствуют.
Согласно Закону «О защите прав потребителей», покупатель бракованного товара имеет следующие права:
- Вернуть бракованный товар в магазин и приобрести аналог;
- Потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата денег;
- Потребовать безвозмездного устранения недостатков;
- Уменьшить стоимость товара с учетом серьезности его дефекта и получить от магазина компенсацию;
- Потребовать замены товара на такой же, но надлежащего качества.
Сроки для возврата
Вернуть бракованный товар по одной из выбранных схем допускается в течение всего гарантийного периода или установленного срока годности на конкретный товар.