Как показывает практика, зачастую после покупки украшений человек может столкнуться с тем, что оно по каким-то причинам не подойдет. Не все знают, возможны ли возврат или обмен ювелирных изделий. Об этом и поговорим в данной статье.
Правовая основа
Правила продажи ювелирных изделий, как и любых других товаров, регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей». В частности, согласно пункту 2 статьи 26, реализация ювелирных украшений из серебра и золота производится на основании установленных Правительством условий.
Так, в постановлении Правительства №55 отражены все нюансы, касающиеся реализации украшений. Данной теме посвящена седьмая глава вышеуказанного документа.
Продажа ювелирных товаров возможна, если они соответствуют следующим критериям:
— На изделии имеются пробирные клейма;
— Имеется оттиск именников;
— Должны быть сертификаты на драгоценные камни.
— Взвешивание украшения, если это требует покупатель, производится в его присутствии.
— Вся информация о товаре отражается в кассовом или товарном чеке.
Между тем, действующее законодательство также описывает конкретные требования к предоставляемой о ювелирном украшении информации со стороны магазина.
На ярлыке обязательно указываются:
— наименование изделия;
— компания-производитель;
— материал изготовления;
— артикул, проба, масса;
— сведения о драгоценных камнях.
Допускается ли возврат и обмен ювелирных изделий?
В соответствии со статьей 18 Федерального Закона о защите прав потребителей, передача ювелирных изделий возможна только при выявлении недостатков, о которых человек не знал во время покупки. Вернуть украшения только потому, что оно не понравилось — не выйдет. Также аналогичная норма содержится и в постановлении Правительства РФ №55 от 19.01.1998.
Таким образом, обмен или возврат доступны, если товар имеет брак, допущенный при производстве, или поломку, которая произошла не по вине покупателя. Процедура реализуется в период, пока действует гарантийный срок на товар.
Основания для возврата и обмена:
— украшение не соответствует ГОСТу;
— отсутствие фирменной пробы;
— несоответствие пробе, отраженной на бирке;
— выпадение драгоценных камней, вставок из изделия;
поломка часов или украшений до истечения гарантийного срока;
— обнаружение дефектов на браслетах, цепочках.
Какие требования можно предъявить продавцу?
В случае брака, на основании положений законодательства, потребитель может выдвинуть на свое усмотрение требование продавцу:
— заменить драгоценное изделие на новое аналогичной модели;
— заменить украшение на другое с последующим перерасчетом стоимости;
— снизить стоимость за счёт брака;
— потребовать устранения дефекта продавцом;
— компенсировать расходы, которые понес гражданин при самостоятельном устранении брака;
— вернуть полную стоимость товара.
Как вернуть товар?
В случае, если купленный товар оказался бракованным, необходимо в первую очередь направить в магазин претензию с просьбой добровольно выполнить одно из вышеперечисленных требований покупателя. Если продавец отказывается, можно переходить к следующим этапам.
Следующий этап — подача соответствующей жалобы в Роспотребнадзор и прокуратуру. Именно эти государственные органы занимаются защитой прав потребителей и разрешением конфликтов между покупателем и продавцом. Если и этот вариант не увенчался успехом, следует обращаться с исковым заявлением в судебную инстанцию.