Содержание статьи:
Все мы очень любим определенность, особенно если речь идет о работе. Занимая вакантную должность в компании, работник прежде всего расчитывает получить четкие и понятные разъяснения относительно будущих обязанностей, прав и возможностей. И это вполне резонно: ни один человек не сможет работать по-настоящему эффективно, не зная, что именно от него требуется и что он за это получит.
Что такое должностная инструкция?
Должностная инструкция — это локальный правовой акт, который определяет обязанности работника компании на занимаемой должности, его полномочия, ответственность, права, требования к его квалификации и формы его поощрения. Стоит отметить, что инструкция пишется не на конкретного человека, а на должность, то есть она не именная.
Должностные инструкции разрабатывают и согласовывают с юристами (юридическим отделом) руководители отделов или их заместители. Также должностная инструкция может быть разработана кадровой службой. В таком случае их необходимо согласовывать с соответствующими подразделениями или должностными лицами, курирующими соответствующее направление организации.
Инструкция обязательно составляется в трех экземплярах: один экземпляр хранится в отделе кадров, второй — у руководителя отдела, третий — у работника. Совокупность должностных инструкций должна охватывать все функции отдела и равномерно распределять нагрузку между работниками с учетом их квалификации. Контроль обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров.
Как составить должностную инструкцию?
Нет ни единого правового акта, устанавливающего порядок составления должностной инструкции, ни стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции. Однако есть несколько рекомендаций по написанию и пунктов, общих для всех инструкций.
Во-первых, при составлении должностных инструкций необходимо принимать во внимание уставные документы учреждения, в которых описаны его задачи и функции, имеющиеся квалификационные характеристики и требования к должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы.
Во-вторых, при распределении между работниками обязанностей не должно быть их дублирования, должна сохраняться последовательность выполнения работ, при этом более сложные операции должны закрепляться за работниками с более высокой квалификацией.
В-третьих, каждый работник должен быть наделен всеми полномочиями и правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей.
В-четвертых, у работника должен быть только один непосредственный начальник. Наличие двух и более руководителей приводит к снижению работоспособности и подчиненного, и руководителей.
Важно! Должностная инструкция, как и любой другой локальный акт, не может противоречить законодательству
Обычно должностная инструкция содержит в общей сложности четыре раздела:
1. Общие положения:
- точное и полное наименование должности работника;
- уровень оплаты труда, условий премирования, методы поощрения;
- подчиненность работника и наличие у работника подчиненных;
- порядок замещения работника в случае его отсутствия (отпуск, командировка, болезнь и прочее);
- перечень документов, которыми руководствуется работник в своей деятельности.
2. Основные задачи:
- задачи, выполнение которых возлагается на работника;
- конкретные обязанности работника, выполнение которых обеспечивает решение поставленных перед ним задач.
3. Права:
- перечень прав, предоставляемых работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.
4. Ответственность
- Виды дисциплинарной ответственности за те или иные нарушения локальных актов работодателя.