Содержание статьи:
- 1. Служебное расследование ДТП – это .
- 2. Законодательное регулирование вопроса.
- 3. Положение о служебном расследовании.
- 4. Порядок проведения расследования.
- 5. Издание приказа.
- 6. Образец приказа о проведении служебного расследования на предприятии после ДТП в 2024 году.
- 7. Установление обстоятельств ДТП.
- 8. Анализ ДТП.
- 9. Пример из практики.
- 10. Акт расследования нарушений правил дорожного движения.
- 11. Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия в 2024 году.
- 12. ️Сроки расследования ДТП.
- 13. Судебная практика.
- 14. Частые вопросы.
- 15. Заключение эксперта.
Чтобы понять, как проводится служебное расследование ДТП в 2024 году, нужно изучить действующее российское законодательство. Существует несколько нормативно-правовых актов, регулирующих этот вопрос.
Такое расследование проводится на предприятии, если водитель (обычно сотрудник компании), который управлял транспортом этой фирмы, стал участником дорожно-транспортного происшествия.
1. Служебное расследование ДТП – это .
Служебное расследование дорожно-транспортного происшествия — это комплекс мероприятий, которые проводятся на предприятии для установления обстоятельств аварии, причин, которые привели к ДТП, и определения виновного лица.
Специально созданная комиссия в ходе расследования выясняет, что стало причиной аварии и могло ли ей предшествовать нарушение правил дорожного движения. Процедура проводится в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации.
2. Законодательное регулирование вопроса.
- Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 1995 года.
В этой статье определены цели и задачи служебного разбирательства при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), а также обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения безопасности движения транспортных средств (ТС).
- Приказ Минтранса № 145 от 2021 года.
Согласно этому приказу, организации обязаны проводить служебное расследование при возникновении ДТП.
- Постановление Правительства РФ № 1502 от 2020 года.
Этот документ устанавливает обязанность юридических лиц учитывать все ДТП, в которых участвовали транспортные средства компании.
- Приказ Минтранса России № 344 от 2014 года.
Приказ регламентирует порядок учёта ДТП.
Таким образом, компании не только должны проводить расследование аварий, произошедших с участием их транспортных средств, но и вести учёт таких происшествий.
3. Положение о служебном расследовании.
Ни один закон не обязывает организации разрабатывать и вводить в действие положение о порядке проведения служебного расследования. Соответственно, и ответственности за его отсутствие в компании законом не предусмотрено.
На практике такие положения чаще всего утверждают компании, занимающиеся перевозкой пассажиров и грузов. Это документ, который чётко регламентирует порядок проведения служебного расследования. При наличии такого положения провести служебное разбирательство гораздо проще, чем без него.
Обычно в положении не только описан алгоритм самого расследования, но и указаны его цели и задачи:
- определить обстоятельства ДТП;
- выявить причины, которые привели к аварии;
- установить последствия ДТП;
- определить виновных лиц;
- выявить недоработки фирмы, которые стали причиной происшествия.
В положении также описан порядок создания рабочей группы для расследования ДТП, перечень вопросов, которые нужно решить в ходе анализа, и правила оформления разбирательства.
Обратите внимание: положение также определяет, как должны быть оформлены акт о служебном расследовании и схема ДТП.
4. Порядок проведения расследования.
Служебное расследование начинается с приказа, который издаёт руководитель предприятия. Создаётся специальная комиссия, которая выезжает на место аварии, чтобы установить обстоятельства происшествия.
Собранные материалы анализируются, и на их основе делаются соответствующие выводы. Результаты расследования оформляются в виде отчёта.
Основная цель служебного расследования — выяснить обстоятельства ДТП и определить виновных лиц. В этой процедуре часто участвуют представители следственных органов, транспортных организаций и профсоюзов.
Для предотвращения аварий по вине сотрудников компании обязаны разрабатывать и внедрять соответствующие меры. Обычно создаётся план мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности.
5. Издание приказа.
После того как стало известно о дорожно-транспортном происшествии с участием служебного автомобиля, руководитель компании издаёт приказ о проведении расследования. В этом приказе он утверждает состав рабочей группы, которая будет заниматься расследованием, устанавливает сроки процедуры и определяет ответственного за контроль.
В состав комиссии обычно входят:
- юрист;
- кадровик;
- специалист по охране труда;
- другие сотрудники.
Важно отметить, что законодательством не установлена единая форма приказа о проведении расследования. Каждая компания разрабатывает свой собственный вариант этого документа. Приказ должен быть утверждён внутренними локальными актами компании. Вы можете найти пример приказа, изменить его в соответствии с вашими потребностями и затем утвердить. Однако лучше доверить подготовку этого документа профессионалам.
6. Образец приказа о проведении служебного расследования на предприятии после ДТП в 2024 году.
7. Установление обстоятельств ДТП.
После издания приказа члены комиссии приступают к рассмотрению обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Им необходимо ответить на ряд вопросов.
Обычно перечень вопросов, которые нужно выяснить, содержится в положении о расследовании ДТП.
Вот основные данные, которые нужно собрать:
- Вводные данные: дата, время и место ДТП, цель поездки водителя, наличие или отсутствие отклонений от запланированного маршрута.
- Сведения о транспорте: марка, модель и регистрационный номер транспортного средства (ТС), данные паспорта транспортного средства (ПТС), ФИО водителя и пассажиров.
- Дорожные условия: погода, состояние дорожного полотна, уровень освещенности и т. д.
- Фактические данные об аварии: перечень повреждений ТС, его техническое состояние, количество пострадавших, их имена, характеристика груза.
- Данные о водителях: ФИО, номер водительского удостоверения, стаж вождения и физическое состояние.
Если необходимо, комиссия выезжает на место ДТП. Там производится фотофиксация места аварии, следов торможения и других предметов, имеющих значение для расследования. Составляется схема ДТП.
Важно отметить, что участники ДТП должны сообщить о случившемся в ГИБДД сразу после аварии. За уезд с места ДТП без вызова полиции, за исключением случаев, когда аварию можно оформить по европротоколу, предусмотрена ответственность.
8. Анализ ДТП.
Расследование дорожно-транспортного происшествия на предприятии предполагает анализ самого события на основе ранее собранных данных.
Комиссия должна выяснить обстоятельства аварии, причину случившегося и условия, при которых водитель был допущен к выполнению своих трудовых обязанностей.
Рабочая группа должна оценить действия водителя при управлении транспортным средством и определить их правомерность. Вполне возможно, что авария произошла из-за нарушения водителем фирмы правил дорожного движения.
Также будут оценены состояние дорожного полотна, погодные условия и другие факторы, которые могли повлиять на ситуацию. Кроме того, будут установлены причинно-следственные связи между аварией и недостатками в организации обеспечения безопасности дорожного движения.
9. Пример из практики.
Водитель грузовой «Газели» попал в дорожно-транспортное происшествие. Он работал в транспортной компании, которая занимается грузоперевозками.
Чтобы выяснить обстоятельства аварии, на предприятии провели служебную проверку. В ходе проверки выяснилось, что водитель выехал на рейс без прохождения медицинского осмотра. Кроме того, он нарушил скоростной режим и не справился с управлением транспортным средством, что и привело к аварии.
10. Акт расследования нарушений правил дорожного движения.
По результатам служебного расследования ДТП на предприятии составляется акт. В этом документе должны быть указаны следующие сведения:
- состав комиссии с указанием ФИО и должности каждого сотрудника;
- информация о транспортном средстве;
- данные о водителе или водителях;
- описание места происшествия и обстоятельств ДТП;
- информация обо всех участниках аварии;
- техническое состояние транспорта и условия его выпуска на рейс;
- выявленные недостатки;
- оценочные суждения комиссии;
- определение лиц, виновных в происшествии;
- рекомендации;
- дата и подписи всех членов комиссии.
К акту необходимо приложить все документы, относящиеся к делу: схему ДТП, фотографии с места аварии, информацию о повреждениях транспортного средства и грузов, объяснение водителя, а также поименный список лиц, находившихся в машине во время происшествия.
11. Акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия в 2024 году.
12. ️Сроки расследования ДТП.
Законодательство не устанавливает конкретные сроки расследования дорожно-транспортных происшествий, в которых участвует автомобиль, принадлежащий организации. Однако если в результате аварии есть пострадавшие, то расследование должно соответствовать положениям статьи 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если требуется дополнительная проверка или необходимо заключение медицинской организации, срок расследования может быть продлён до 15 дней. В некоторых случаях допускается продление на более длительный период, но в этом случае изменения должны быть согласованы с органами следствия, дознания и другими соответствующими органами.
Важно отметить, что срок разбирательства указывается в приказе.
13. Судебная практика.
К сожалению, иногда результаты служебных проверок не соответствуют действительности. Если вас уволили на основании такой проверки, вы имеете право обратиться в суд для защиты своих прав.
Например, гражданин Сиваков потерял работу из-за того, что попал в аварию во время перевозки грузов. Он управлял служебным грузовым автомобилем, когда ему навстречу выехала легковая машина. Сиваков не смог справиться с управлением, и автомобиль съехал в кювет. В результате он получил травмы средней степени тяжести, а рабочий автомобиль восстановлению не подлежит.
Согласно результатам служебной проверки, Сивакова признали частично виновным в аварии, поскольку он якобы ехал со скоростью, превышающей максимально допустимую для данного участка трассы. Однако никаких доказательств того, что он действительно превысил скорость, представлено не было.
В суде Сиваков просил признать результаты проверки недействительными и восстановить его в должности. Суд удовлетворил его иск.
14. Частые вопросы.
Кто может стать председателем комиссии по расследованию аварии на предприятии?
Председателем комиссии может быть назначен любой уполномоченный сотрудник предприятия. Обычно это руководитель компании.
Могут ли наказать работника дисциплинарно, если в результате расследования окажется, что он виноват в ДТП?
Да, дисциплинарное взыскание может быть наложено, если работник не выполнил свои трудовые обязанности или выполнил их ненадлежащим образом.
Могут ли уволить работника за ДТП на служебной машине, если с момента аварии прошло больше месяца?
Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, за исключением случаев, когда работник был болен или находился в отпуске.
15. Заключение эксперта.
В 2024 году при проведении служебного расследования ДТП компания будет руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации. Для этого будет создана специальная комиссия, в которую войдут несколько сотрудников компании. Обычно в состав комиссии входят кадровый работник, юрист, руководитель организации, специалист службы безопасности и другие.
По результатам расследования будет составлен акт. Если вы не согласны с решением комиссии, у вас есть возможность обжаловать его в досудебном или судебном порядке.