В процессе обучения, к сожалению, зачастую возникают ситуации, когда права учащихся или студентов нарушаются администрацией учебного заведения либо непосредственно преподавателем. Именно о таких инцидентах сегодня и поговорим.
Правовая основа
На сегодняшний день вышеперечисленные правоотношения регулируются в общей сложности четырьмя видов нормативных правовых актов:
— Федеральный закон «Об образовании»;
— Приказы и предписания Министерства высшего образования и науки, а также Министерства просвещения;
— Локальные акты в конкретной образовательной организации: устав, разнообразные положения и прочее;
— Санитарно-эпидемиологические нормы и правила.
Кроме того, согласно статье 43 Конституции, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Какие права есть у студентов и учащихся?
— Каждый ученик имеет полное право получить не только начальное, но и среднее образование совершенно бесплатно;
— Каждый учащийся при желании может участвовать в управлении школой, все это обычно прописывается в Уставе;
— Учащиеся имеют право на уважение, защиту чести и достоинства со стороны учителей и всех работников учреждения;
— Школьник вправе участвовать во всех школьных мероприятиях, которые соответствуют его возрастной категории;
— Учащийся вправе добровольно принимать участие в трудовой деятельности.
Куда жаловаться в случае нарушения тех или иных прав?
Действующее законодательство содержит довольно широкий спектр правовых механизмов защиты прав и законных интересов учащихся и студентов образовательных учреждений.
В первую очередь необходимо, конечно же, попробовать решить проблему на месте, направивив заявление директору образовательной организации. Если это не увенчалось успехом, можно уже переходить к следующим этапам.
Следующий этап в данном случае — направление жалобы в Рособрнадзор, управление образования или органы прокуратуры. Если не согласны с решением — его можно оспорить в вышестоящие государственные органы.
Между тем, существует и судебный порядок защиты прав учащихся. Соответствующее исковое заявление попадётся в суд общей юрисдикции, госпошлину платить не нужно, а прокуратура по просьбе заявителя должна представлять его интересы в таком процессе.
Как составить жалобу?
Сегодняшние нормы законодательства не содержат каких-либо строгих правил составления таких документов, однако в рамках норм делового оборота всё же существует ряд аспектов, которые необходимо соблюдать при составлении жалобы.
В обращении в обязательном порядке должны содержаться контактные данные заявителятля: самого учащегося или его законного представителя (анонимные жалобы не подлежат рассмотрению). Кроме того, обязательно нужно подробно описать ситуацию и сослаться на правовые нормы. В конце следует расписаться и указать дату составления документа.
Сроки рассмотрения жалобы
Вернёмся к административному порядку защиты своих прав. Все государственные органы при рассмотрении любых обращений граждан обязаны руководствоваться одноимённым Федеральным законом.
В данном нормативном правовом акте сказано, что срок рассмотрения обращения граждан не должен превышать тридцати дней с момента регистрации жалобы. Однако в исключительных случаях он может быть продлён до двух месяцев.