Довольно часто в повседневной жизни могут встречаться ситуации, когда у человека возникает необходимость обратиться с жалобой в тот или иной государственный орган. В данной статье поговорим о том, как правильно это сделать и каким должен быть ответ на обращение.
Как составить жалобу?
Действующее законодательство не содержит каких-либо строгих требований к составлению жалоб в государственные органы (за исключением судебных инстанций). Однако всё же имеется ряд аспектов, которые следует соблюдать.
Обращение должно в обязательном порядке содержать сведения о лице, которое подаёт жалобу: его ФИО, адрес проживания, контактные данные и прочее. Анонимные жалобы не подлежат рассмотрению. В обращении также должна быть подробно описана ситуация и конкретная просьба к ведомству. В конце необходимо поставить подпись и дату составления.
Как подать обращение или жалобу?
На сегодняшний день, благодаря стремительному развитию современных технологий, жалобу в государственные органы можно подать множеством способов. Первый и самый простой — прийти в отделение ведомства лично и отдать жалобу секретарю.
Кроме того, человек вправе подать жалобу, направив документ по почте, заказным письмом с уведомлением и описью вложения или через интернет-приёмную на официальном сайте государственного органа. В некоторые ведомства также можно обратиться через портал государственных услуг.
Правовая основа
Любые обращения и жалобы в государственные органы регламентируются в первую очередь Федеральным законом «Об обращения граждан РФ». Именно там установлены требования к ответам на обращения россиян.
Так, одно из основных правил состоит в том, что ответ обязательно должен быть мотивированным, со ссылками на правовые нормы и положения законодательства.
Ответ на обращение гражданина должен быть дан не позднее чем за 30 дней с момента регистрации жалобы. Однако в исключительных случаях сроки рассмотрения жалобы обращения могут быть продлены ещё на месяц. Сроки рассмотрения исчисляются заново, если обращение перенаправляют в другой государственный орган.
Кроме прочего, ответ на обращение или жалобу должен быть составлен грамотно, понятным языком, с соблюдением строгой формы, на официальном бланке государственного органа. Внизу должна стоять подпись начальника, а также иметься контактные данные самого составителя ответа — исполнителя.
Обжалование решения госоргана
Любой гражданин, который не согласен с ответом со стороны ведомства на своё обращение, имеет полное право обжаловать данное решение в административном (через прокуратуру или вышестоящему должностному лицу) или даже в судебном порядке (в порядке КАС через суд общей юрисдикции).
Между тем, важно отметить, что при обжаловании действий государственного органа запрещается перенаправлять заявление об обжаловании в ведомства, чьи действия оспариваются. Сроки обжалования аналогичны срокам рассмотрения иных обращений.