Бесплатная консультация юриста Круглосуточный прием заявок

Бесплатная консультация

Как написать жалобу на МФО

Актуальная на сегодняшний день жалоба на МФО от потребителя финансовых услуг помогает правительству вносить необходимые корректировки в существующее законодательство. При этом Центробанк следит за их осуществлением. Главным основанием становится массовость подобных жалоб в ЦБ и иные учреждения, а также удручающая статистика по снижающейся материальной обеспеченности категории населения, обращающейся за микрофинансовыми услугами.

Что это такое

мфо

Микрофинансовые представительства (под аббревиатурой МФО) на территории России являются потребительскими учреждениями, предоставляющими по основному своему функционалу мелкие займы населению. Отличительная особенность такой услуги повышенная процентная ставка. В сравнении с ней Центробанк и крупные банки зачастую апеллирует к более низкому индексу.

МФО не работают с крупными кредитами, поскольку их оборот гораздо меньше, чем у кредитно-финансовых организаций (которых аккредитовал Центробанк). В соответствии с уставным капиталом и МФО практически получают разрешение на функционирование при их внесении в госреестр, публикуемый ЦБ. Далее они вынуждены работать с ограниченным объемом денежных средств в соответствии с аккредитацией.

Какими правовыми актами регулируется деятельность МФО

Основной законодательный акт, которым руководствуются сами МФО и надзорные органы, контролирующие в том числе работу микрофинансовых предприятий, относится к 2010 году — ФЗ № 151. Тем не менее практика применения этого закона показала его невысокую эффективность. Фактически микрозаймы, призванные спасти людей от временных денежных трудностей, приводят их к полному разорению.

Обилие правонарушений со стороны МФО (в частности при подключении коллекторов к возвращению проблемных долгов), а также злоупотребление разработанными ранее нормативами по начислению процентов за пользование займом толкнули правительство на срочное введение поправок в существующий закон. Таким образом, в декабре 2019 года был издан ФЗ № 554 о подобных корректировках.

Корректировки относительно МФО, вступившие в силу с января 2019 года и учитываемые в ЦБ:

  1. Конечная цифра долга по займу не должна превышать для заемщиков 2,5-кратного размера от изначального показателя.
  2. Переуступка прав на долговые обязательства заемщиков и их дальнейшее ведение нелегальными коллекторскими агентствами категорически запрещена.

С лета 2019 года в ЦБ запланировано снижение показателя из первого пункта до 2-кратного размера, а со следующего (2020 года) — до 1,5-кратного. Также немаловажным изменением стал норматив по коэффициенту дневной ставки. Эта цифра на текущий момент не должна составлять более 1,5% в день. И опять же с лета планируется уменьшение планки до 1%. Данные нововведения контролируются ЦБ.

Внесенные изменения призваны снизить уровень неправомерных (и отчасти преступных) операций, к которым скатились за последние годы МФО, а также сократить количество граждан, ставших жертвами таких правонарушений. Такие граждане на конец 2018 года составляли целый населенческий пласт, характеризующийся своим бедственным положением, несмотря на соблюдение МФО закона и правил ЦБ.

Стоит отметить, что в соответствии с указанным законом, организации, именующие себя как МКК (микрокредитные компании) и МФК (микрофинансовые компании) должны быть включены в государственный реестр, публикуемый Центральным банком и используемый для осуществления надзорных инициатив ЦБ (наряду с иными правоохранительными и контролирующими инстанциями).

Фактически при рассмотрении проблемных ситуаций, потребители услуг МФО могут также ссылаться на ФЗ № 353 от 2013 года, рассматривающий потребительское кредитование в целом (относительно всех официальных по критериям ЦБ участников рынка кредитования). Этот правовой акт затрагивает процесс предоставления, а также обслуживания и возвращения микрозаймов.

Какие поводы для подачи жалобы

Исходя из актуального на данный момент законодательства причинами для подачи жалоб на действия МФО может стать их неправомерная практика. Здесь может подразумеваться отсутствие данных об организации в госреестре и списках ЦБ, увеличение процентной ставки в одностороннем порядке, передача долга коллекторам, осуществляющим незаконную (как считает Центробанк) деятельность и т.д.

Таким образом пожаловаться на МФО в Центробанк и прочие инстанции позволено в следующих направлениях:

  1. Осуществление микрофинансовой активности на неофициальной / неправовой основе.
  2. Неправомерное взаимодействие МФО с получателем услуг (в пределах функционала МФО или с подключением третьих лиц).

Вест список прав и полномочий необходимо просматривать в обновленном ФЗ № 151 и соответственно сверять установленный законом регламент с фактической ситуацией. Однако, прежде чем человек вступит в финансовые и правовые отношения с МФО ему в самостоятельном порядке следует оценивать все возможные риски и проверять у организаций наличие разрешения на работу в такой роли (например на сайте ЦБ).

Как правильно составить жалобу

Для правильного составления обращения следует учесть оформительский регламент и как следует изучить закон об МФО, правильно апеллируя к правовой базе в тексте жалобы. Только наличие законодательных ссылок по каждому правонарушению и отстаивание таким образом своей позиции может дать положительные результаты заявителю.

Определившись с нарушаемыми законами, необходимо приступить к проработке содержания. Некоторые обобщенные фразы можно брать в стандартизированных образцах и примерах подобных жалоб или использовать четкие законодательные формулировки, отражающие наличие прав и их предполагаемое нарушение. Для доказывания последнего рекомендуется прикрепление дополнительных материалов.

Как написать жалобу на МФО в ЦБ и прочим адресатам. Содержание жалобы:

  1. Введение в виде «шапки», содержащее указание надзорного органа (адресата) и заявителя.
  2. Название документа посередине листа: заявление, жалоба и т.д. Исковой вариант жалобы должен раскрывать специфику проблемы и цель обращение (о чем иск).
  3. Текстовая часть, описывающая ситуацию и содержащая ссылки на законодательные акты.
  4. Список просьб / требований касательно сложившейся проблемы.
  5. Возможно перечень приложений (при исковой жалобе его включение обязательно).

Поскольку на данный момент автоматизация многих учреждений позволяет подавать онлайн жалобы в интернет приемных, то электронные образцы жалоб на МФО подразумевают заданные для заполнения поля. В этом случае у пользователя нет необходимости задумываться о правилах составления: форма, содержание, последовательность текстовых частей.

Как и куда подать жалобу на МФО:

  1. Написать жалобу на МФО: обратившись с бумажным образцом в генеральные и территориальные отделения различных учреждений в порядке общей очереди или записавшись на прием либо в виде почтового отправления: в Роспотребнадзор, Центробанк, Роскомнадзор, ФАС, в прокуратуру и т.д.
  2. Обратиться с жалобой в электронном виде на официальных порталах учреждений: также в Центробанк и иные перечисленные выше организации.

Однако, во всех случаях следует выдерживать нормы этики при составлении текста жалобы. Ее содержание не должно включать агрессивных и неправомерных высказываний, а также нецензурную лексику. Кроме того, непозволительно отправлять в госучреждения анонимные жалобы. Таковые останутся без движения и заявитель даже не получит на них ответ об отказе в проведении проверки.

Скачать образец жалобы на МФО

Куда написать жалобу на МФО

Написать жалобу на МФО

После рассмотрения порядка подачи жалоб следует подробно разобраться с вопросом о том, куда именно (кроме как в Центробанк) можно и рекомендовано обращаться по возникающим проблемам. При наличии некого перечня доступных для отправки жалоб учреждений стоит учесть, что никто не запрещает плательщику по кредиту или займу писать жалобы одновременно нескольким адресатам.

Финансовому омбудсмену

Деятельность финансового уполномоченного регулируется законодательно. В его основные обязанности входит урегулирование недопонимания между поставщиками услуг и потребителями в досудебном режиме. Чтобы отправить сюда жалобу, гражданину необходимо для начала обратиться к самому МФО. При неполучении ответа или его неудовлетворительном характере гражданин вправе написать жалобу омбудсмену.

Кроме соблюдения указанного правила человеку необходимо ознакомиться и с перечнем организаций, которые работают с данным с должностным лицом. При отсутствии в нем проблемного субъекта уполномоченный не сможет оказать должную помощь. А при наличии таковой должник может обратиться на официальный сайт в электронном виде или уточнить контакты для личной встречи. Первый вариант требует авторизации на сайте.

В саморегулируемую организацию НП МИР

Каждая саморегулируемое сообщество выступает добровольной кооперацией представителей одного из направлений предпринимательства. В случае с микрофинансированием таким союзом выступает НП МИР, чья деятельность регулируется ФЗ № 315, а также ФЗ № 223 о разноплановых и самостоятельно регулирующих свое существование на финансовом рынке организациях.

Предъявлять жалобы по качеству обслуживания МФО можно в частности при помощи базового стандарта по защите прав потребителей МФО, принятого в 2017 году ЦБ. Он основывается на перечисленных ФЗ, а также внутренних указах ЦБ РФ № 4027-У и № 4278-У. Для обращения сюда можно использовать контактную информацию с сайта, чтобы отправить письмо или позвонить на горячую линию.

В Центробанк РФ

Российский Центробанк один из центральных фигурантов, рассматривающих дела относительно неправомерных действий МФО. Однако, для осуществления контрольной функции, ЦБ проверяет наличие МФО в соответствующем организационном реестре. При отсутствии МФО в этом списке, жалоба в Центробанк не имеет смысла.

В подобном случае ответственность за решение сложившейся проблемы стоит возлагать на иные надзорные учреждения. Например, прокуратуру или ФАС. При этом поднимаются не только вопросы относительно МФО, но и оформляется жалоба на коллекторов. Что же касаемо непосредственно деятельности МФО, то при наличии их в реестре, ЦБ может повлиять на их исключение отсюда при несоответствии функционала нормативам.

В Роспотребнадзор

Роспотребнадзор выступает ключевой по мнению жителей РФ организацией для подачи сюда разнообразных жалоб. Действительно наряду с заинтересованностью в санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан Роспотребнадзор квалифицируется и на некачественном оказании услуг населению.

Обратиться в Роспотребнадзор можно при визите в учреждение или при помощи отправки электронной жалобы. Причем второй вариант подразумевает некую категоризацию сообщений: требующих и не требующих внеплановой проверки. Для первых необходимо иметь регистрацию в ЕСИА. Подавать жалобу рекомендуется в региональные организации. Центральный аппарат рассматривает обжалование предыдущих резолюций.

В ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обращает внимание на деятельность МФО, принимая как жалобы от граждан, так и размещая информацию об их противоправных действиях в открытом доступе. Поэтому попробовать обратиться в ФАС можно. Даже при несоответствии рассматриваемого вопроса компетенции ФАС, эта инстанция перешлет жалобу нужному адресату в рамках межведомственного взаимодействия.

ФАС может принять как первичную жалобу, так и вариант для обжалования вынесенного иным госорганом решения. В этом случае будет разбираться не только первоначальная проблема, но и компетентность аппарата исполнительной власти. ФАС декларирует отправку им электронных и почтовых писем. Также на портале ФАС имеются уже рассмотренные темы, злободневные для граждан.

В прокуратуру

Прокуратура в рамках своей деятельности вправе не только проводить плановые и внеплановые проверки, но и по их результатам выносить собственные предписания по устранению нарушений закона или же направлять дело на рассмотрении в суд. После вынесения судебного решения в пользу должника МФО, за дело берется ФССП, открывая исполнительное производство.

При жалобе в прокуратуру следует учесть структурную специфику данного государственного органа. Наряду с Генеральной прокуратурой, которая рассматривает масштабные дела (крупные коррупционные скандалы и нарушения на уровне исполнительной власти, неудовлетворительная деятельность нижестоящих уровней прокуратуры и т.д.), имеются и территориальные подразделения.

Обращаться стоит в первую очередь в региональную прокуратуру. При получении неудовлетворительного ответа рекомендуется обратиться к вышестоящему уровню. Вариантами для обращений выступает письменная жалоба при личном визите или же онлайн жалоба на официальном портале. Рассмотрение поступающих сообщений происходит в рамках ФЗ № 59.

Советы юристов

Советы юристов

Правительство федерального и регионального уровня и Центробанк должны способствовать информационной открытости по работе МФО и предлагать гражданам сведения о законности и неправомерности осуществляемой на микрофинансовом рынке деятельности. Для этого в том числе разрабатываются и законодательные акты, на которые стоит обращать внимание.

Однако, ответственность не снимается и с самого гражданина, обращающегося за легко выдаваемыми кредитами и займами с упрощенными на первый взгляд условиями. Простота выдачи денег на руки без ожидаемого периода или отсутствие необходимости в обеспечении долговых обязательств залогами и поручительством должны стать для населения маркерами о необходимости внимательного изучения договора с МФО.

Зачастую за указанными привилегиями скрываются огромные процентные ставки, исчисляемые не в ежемесячном, а ежедневном выражении (в отличие от остальных сторонников системы ЦБ). Поэтому после уточнения присутствия МФО в реестре Федеральной службы по финансовым рынкам — ФСФР, распространяемых ЦБ, следует провести дополнительные калькуляторные вычисления по действующим здесь тарифам.

Кому и как жаловаться на МФО?

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!