Содержание статьи:
Жалоба на налоговую инспекцию может быть передана компетентному органу в зависимости от специфики проблемы. Как правило, именно Налоговая инспекция является надзорным органом, рассматривающим претензионные обращения в области налогообложения от физических и юридических лиц (в сторону также отдельных граждан или организаций). Однако, несмотря на упорядоченный документооборот и отчетность инспекции у населения могут возникать претензии в ее адрес.
Основания для подачи
В соответствии со статьей 137 НК РФ граждане имеют гарантии на обжалование документов, принятых решений или бездействия Налоговой инспекции, если перечисленное нарушает их законные права. Другой вопрос состоит в том, что не все гражданские обращения должны быть обязательно претензионные, но и решаемые в стандартном порядке.
Распространенные вопросы от физических лиц, с которыми можно жаловаться на действия Налоговой инспекции:
- ошибки, допущенные в персональных сведениях;
- неверное установление объектов налогообложения, а также неправильное исчисление сумм по оплате налога (в том числе при неучтенной льготе);
- ошибочное начисление налоговой задолженности;
- проблемы с оформлением налогового вычета и т.д.
Под бездействием инспекции подразумеваются разнообразные случаи, зачастую связанные с работой отдельных должностных лиц. Налогоплательщик вправе претендовать на проведение обязательных и дополнительных операций (например, расчетных), опираясь на статьи Налогового Кодекса. При этом сама инспекция может отказывать в этом праве, руководствуясь внутренним регламентом и иначе интерпретируя НК.
Что касается законодательных оснований, то стоит отметить также ФЗ №59 и ФЗ №8. Первый утверждает порядок рассмотрения письменных и интернет жалоб от физических и юридических лиц, поступающих в любой государственный орган. Второй закон обеспечивает гражданам информационную открытость по деятельности учреждений.
Требования нормы и составление жалобы
Данные вопросы освещаются в законодательстве и внутреннем регламенте Налоговой инспекции. Упомянутый ранее ФЗ № 59, помогает гражданам жаловаться на инспекцию, определяя характеристики содержания обращений и требования для их подачи. При наличии онлайн форм для формирования жалобы задачи для граждан значительно упрощаются.
Как правильно жаловаться на инспекцию. Правила оформления жалоб:
- Указанный в заявлении вопрос относится к компетенции ФНС.
- Обращение изложено понятным языком по смысловой нагрузке и написанию.
- В тексте отсутствует нецензурная брань или оскорбления, а также угрозы.
- Здесь в обязательном порядке указывается ФИО заявителя, а также достоверный адрес для отправки на него ответа (поля для этих сведений изначально представлены при онлайн заявках).
- Заявитель указывает конкретные предложения или просьбы.
В некоторых случаях требуется подкрепление претензий дополнительными материалами, доказывающими правоту налогоплательщика. При отсутствии перечисленных сведений инспекция вправе отказать заявителю в рассмотрении его жалобы. Кроме того, однозначный отказ приходит на обращения, ответ на которые предполагает задействование охраняемых законом тайн.
Порядок подачи жалобы
По п.1 ст.139 НК РФ жаловаться можно как в территориальную инспекцию, так и в Федеральный Налоговый орган. Во втором случае претензия доставляется через орган, совершивший, по мнению заявителя, нарушение. Дальнейшим перенаправлением жалобы занимается именно данная инспекция (неисполнение этой обязанности также может стать причиной возникновения у гражданина желания жаловаться на инспекцию).
Куда направить жалобу на налоговую
Ошибки в работе иногда возникают и у Налоговой Инспекции. При этом положение о Налоговой, сформированное на базе правительственного Постановления № 506, позволяет отправить претензию сюда же. При наличии претензий к работе территориальных отделений необходимо жаловаться в УФНС (подведомственные ИФНС).
При несоблюдении регламента обработки жалоб, нежелания идти на контакт и исправлять выявленные ошибки, гражданин имеет право жаловаться в прокуратуру или в суд. В обоих случаях будет инициирована проверка деятельности учреждения или его отдельного работника и вынесено соответствующее постановление.
Как подать жалобу в налоговую инспекцию
На сегодняшний день государственные структуры открыты для работы с гражданами России при помощи различных каналов связи. Это позволяет экономить время как самого населения, так и специалистов инспекции. Эффективность рассмотрения жалоб в большинстве случаев не зависит от способа их передачи в инспекцию.
Как можно жаловаться на Налоговую инспекцию. Способы передачи жалобы:
- передача письма лично в руки специалистам;
- почтовое отправление.
Налоговый Кодекс в п. 1 ст. 138 утверждает, что жаловаться можно исключительно в письменном виде в территориальный или главенствующий орган. При этом официальный портал инспекции предполагает возможность отправки сообщений и в онлайн формате. Однако, в этом случае они имеют статус стандартного обращения.
Как подать жалобу в налоговую онлайн
Жаловаться в виде онлайн заявки, действительно, можно. Однако подобная жалоба будет иметь скорее заявительный характер для внесения каких-либо изменений в дальнейший процесс налогового обслуживания гражданина. Подобное обращение должно быть рассмотрено аналогичным способом: с присвоением регистрационного номера и в законных сроках.
Жаловаться на сайте ФНС разрешается при категоризации характера претензии:
- обращения на требования по оплате налогов и получению квитанций, претензии к содержанию налогового уведомления;
- иные проблемы, возникшие у физических лиц, а также заявления на любую тематику от ИП и представителей организаций.
Такая категоризация подразумевает нажатие пользователем соответствующей кнопки («создать обращение» и «иные обращения») и переход на нужную страницу. Здесь человеку будет предложен выбор подходящей для него жизненной ситуации, по которой он собирается жаловаться. Например, о персональных сведениях, о расчете и оплате налога, о подключении льгот к процессу оплаты и т.д.
Каждая категория имеет и подкатегории, при выборе которых остается лишь заполнить форму для того, чтобы пожаловаться в Налоговую. Данная форма подразумевает несколько позиций, куда включаются личные данные заявителя, код Налоговой инспекции по месту проживания, возможно, сведения о налоговом уведомлении, а также описание проблемы с вариантом для исправления ошибки и др. Сочетание пунктов зависит от проблематики.
Срок рассмотрения жалобы и последствия
Стандартным сроком рассмотрения по ФЗ № 59 выступает период в 30 дней, отсчет которого начинается с момента доставления и регистрации поступившей жалобы. После регистрации в журнале жалобы распределяются по компетентным отделам или специалистам. Если человек из какого-либо региона России решил жаловаться именно в Федеральный офис, то его запрос может быть перенаправлен в территориальный орган.
Следует внимательно относиться к вопросу определения адресата. Перенаправления грозят оттягиванием срока рассмотрения жалоб, так как регистрацию обращений производит каждая организация. Соответственно тридцатидневная отсрочка на проверку указанной информации возобновляется снова и снова.
В некоторых случаях срок в тридцать дней может быть увеличен. О данном факте автор жалобы уведомляется в обязательном порядке по указанному им каналу связи. Увеличение, как правило, объясняется необходимостью проведения дополнительных и более тщательных проверок. Особенно актуально это в случае выявления идентичных массовых системных ошибок.
Образец жалобы на налоговую инспекцию
Жаловаться можно в различном формате в зависимости от специфики возникшей проблемы и места обращения. При написании исковой жалобы гражданам следует учитывать нормативы, указанные в статьях 131, 132 ГПК России о содержании искового пакета (заявление + приложения). По установленным здесь правилам заявление имеет четкую структуру, состоящую из нескольких информационных блоков.
Жаловаться через саму Налоговую инспекцию стоит также при соблюдении некоторых правил оформления документа. По аналогии с иском он подразумевает наличие шапки с указанием сторон правоотношений. В тексте также имеется необходимость указывать ссылки на законодательные акты, подтверждающие нарушение прав и способ их восстановления. Здесь же возможно указание списка прошений и приложений.
Жалоба в прокуратуру имеет заявительный характер (как и иск в судебную инстанцию). Она доступна в письменном виде при личном визите прокуратуры или в онлайн формате на ее официальном сайте. Во втором случае дополняющие материалы по делу добавляются к заявлению в виде документальных сканов. Принцип составления текста такой же.