Бесплатная консультация юриста Круглосуточный прием заявок

Бесплатная консультация

Как написать жалобу на налоговую инспекцию

Жалоба на налоговую инспекцию может быть передана компетентному органу в зависимости от специфики проблемы. Как правило, именно Налоговая инспекция является надзорным органом, рассматривающим претензионные обращения в области налогообложения от физических и юридических лиц (в сторону также отдельных граждан или организаций). Однако, несмотря на упорядоченный документооборот и отчетность инспекции у населения могут возникать претензии в ее адрес.

Основания для подачи

Налоговая инспекция

В соответствии со статьей 137 НК РФ граждане имеют гарантии на обжалование документов, принятых решений или бездействия Налоговой инспекции, если перечисленное нарушает их законные права. Другой вопрос состоит в том, что не все гражданские обращения должны быть обязательно претензионные, но и решаемые в стандартном порядке.

Распространенные вопросы от физических лиц, с которыми можно жаловаться на действия Налоговой инспекции:

  • ошибки, допущенные в персональных сведениях;
  • неверное установление объектов налогообложения, а также неправильное исчисление сумм по оплате налога (в том числе при неучтенной льготе);
  • ошибочное начисление налоговой задолженности;
  • проблемы с оформлением налогового вычета и т.д.

Под бездействием инспекции подразумеваются разнообразные случаи, зачастую связанные с работой отдельных должностных лиц. Налогоплательщик вправе претендовать на проведение обязательных и дополнительных операций (например, расчетных), опираясь на статьи Налогового Кодекса. При этом сама инспекция может отказывать в этом праве, руководствуясь внутренним регламентом и иначе интерпретируя НК.

Что касается законодательных оснований, то стоит отметить также ФЗ №59 и ФЗ №8. Первый утверждает порядок рассмотрения письменных и интернет жалоб от физических и юридических лиц, поступающих в любой государственный орган. Второй закон обеспечивает гражданам информационную открытость по деятельности учреждений.

Требования нормы и составление жалобы

Данные вопросы освещаются в законодательстве и внутреннем регламенте Налоговой инспекции. Упомянутый ранее ФЗ № 59, помогает гражданам жаловаться на инспекцию, определяя характеристики содержания обращений и требования для их подачи. При наличии онлайн форм для формирования жалобы задачи для граждан значительно упрощаются.

Как правильно жаловаться на инспекцию. Правила оформления жалоб:

  1. Указанный в заявлении вопрос относится к компетенции ФНС.
  2. Обращение изложено понятным языком по смысловой нагрузке и написанию.
  3. В тексте отсутствует нецензурная брань или оскорбления, а также угрозы.
  4. Здесь в обязательном порядке указывается ФИО заявителя, а также достоверный адрес для отправки на него ответа (поля для этих сведений изначально представлены при онлайн заявках).
  5. Заявитель указывает конкретные предложения или просьбы.

В некоторых случаях требуется подкрепление претензий дополнительными материалами, доказывающими правоту налогоплательщика. При отсутствии перечисленных сведений инспекция вправе отказать заявителю в рассмотрении его жалобы. Кроме того, однозначный отказ приходит на обращения, ответ на которые предполагает задействование охраняемых законом тайн.

Порядок подачи жалобы

Пишет жалобу

По п.1 ст.139 НК РФ жаловаться можно как в территориальную инспекцию, так и в Федеральный Налоговый орган. Во втором случае претензия доставляется через орган, совершивший, по мнению заявителя, нарушение. Дальнейшим перенаправлением жалобы занимается именно данная инспекция (неисполнение этой обязанности также может стать причиной возникновения у гражданина желания жаловаться на инспекцию).

Куда направить жалобу на налоговую

Ошибки в работе иногда возникают и у Налоговой Инспекции. При этом положение о Налоговой, сформированное на базе правительственного Постановления № 506, позволяет отправить претензию сюда же. При наличии претензий к работе территориальных отделений необходимо жаловаться в УФНС (подведомственные ИФНС).

При несоблюдении регламента обработки жалоб, нежелания идти на контакт и исправлять выявленные ошибки, гражданин имеет право жаловаться в прокуратуру или в суд. В обоих случаях будет инициирована проверка деятельности учреждения или его отдельного работника и вынесено соответствующее постановление.

Как подать жалобу в налоговую инспекцию

На сегодняшний день государственные структуры открыты для работы с гражданами России при помощи различных каналов связи. Это позволяет экономить время как самого населения, так и специалистов инспекции. Эффективность рассмотрения жалоб в большинстве случаев не зависит от способа их передачи в инспекцию.

Как можно жаловаться на Налоговую инспекцию. Способы передачи жалобы:

  • передача письма лично в руки специалистам;
  • почтовое отправление.

Налоговый Кодекс в п. 1 ст. 138 утверждает, что жаловаться можно исключительно в письменном виде в территориальный или главенствующий орган. При этом официальный портал инспекции предполагает возможность отправки сообщений и в онлайн формате. Однако, в этом случае они имеют статус стандартного обращения.

Как подать жалобу в налоговую онлайн

Жаловаться в виде онлайн заявки, действительно, можно. Однако подобная жалоба будет иметь скорее заявительный характер для внесения каких-либо изменений в дальнейший процесс налогового обслуживания гражданина. Подобное обращение должно быть рассмотрено аналогичным способом: с присвоением регистрационного номера и в законных сроках.

Жаловаться на сайте ФНС разрешается при категоризации характера претензии:

  • обращения на требования по оплате налогов и получению квитанций, претензии к содержанию налогового уведомления;
  • иные проблемы, возникшие у физических лиц, а также заявления на любую тематику от ИП и представителей организаций.

Такая категоризация подразумевает нажатие пользователем соответствующей кнопки («создать обращение» и «иные обращения») и переход на нужную страницу. Здесь человеку будет предложен выбор подходящей для него жизненной ситуации, по которой он собирается жаловаться. Например, о персональных сведениях, о расчете и оплате налога, о подключении льгот к процессу оплаты и т.д.

Каждая категория имеет и подкатегории, при выборе которых остается лишь заполнить форму для того, чтобы пожаловаться в Налоговую. Данная форма подразумевает несколько позиций, куда включаются личные данные заявителя, код Налоговой инспекции по месту проживания, возможно, сведения о налоговом уведомлении, а также описание проблемы с вариантом для исправления ошибки и др. Сочетание пунктов зависит от проблематики.

Срок рассмотрения жалобы и последствия

Рассмотрение жалобы

Стандартным сроком рассмотрения по ФЗ № 59 выступает период в 30 дней, отсчет которого начинается с момента доставления и регистрации поступившей жалобы. После регистрации в журнале жалобы распределяются по компетентным отделам или специалистам. Если человек из какого-либо региона России решил жаловаться именно в Федеральный офис, то его запрос может быть перенаправлен в территориальный орган.

Следует внимательно относиться к вопросу определения адресата. Перенаправления грозят оттягиванием срока рассмотрения жалоб, так как регистрацию обращений производит каждая организация. Соответственно тридцатидневная отсрочка на проверку указанной информации возобновляется снова и снова.

В некоторых случаях срок в тридцать дней может быть увеличен. О данном факте автор жалобы уведомляется в обязательном порядке по указанному им каналу связи. Увеличение, как правило, объясняется необходимостью проведения дополнительных и более тщательных проверок. Особенно актуально это в случае выявления идентичных массовых системных ошибок.

Образец жалобы на налоговую инспекцию

Жаловаться можно в различном формате в зависимости от специфики возникшей проблемы и места обращения. При написании исковой жалобы гражданам следует учитывать нормативы, указанные в статьях 131, 132 ГПК России о содержании искового пакета (заявление + приложения). По установленным здесь правилам заявление имеет четкую структуру, состоящую из нескольких информационных блоков.

Жаловаться через саму Налоговую инспекцию стоит также при соблюдении некоторых правил оформления документа. По аналогии с иском он подразумевает наличие шапки с указанием сторон правоотношений. В тексте также имеется необходимость указывать ссылки на законодательные акты, подтверждающие нарушение прав и способ их восстановления. Здесь же возможно указание списка прошений и приложений.

Жалоба в прокуратуру имеет заявительный характер (как и иск в судебную инстанцию). Она доступна в письменном виде при личном визите прокуратуры или в онлайн формате на ее официальном сайте. Во втором случае дополняющие материалы по делу добавляются к заявлению в виде документальных сканов. Принцип составления текста такой же.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!