Какие права у коллекторов по взысканию долгов

Коллекторская деятельность – особый вид бизнеса, сферой деятельности которого является возврат долгов. Каждый несостоятельный должник рано или поздно рискует «познакомиться» с представителями этой профессии. Особенно это касается заёмщиков кредитных банков, которые не имеют возможности или желания вернуть взятые в долг деньги. Ещё недавно деятельность коллекторов практически не регулировалась российским законодательством.

Это стало причиной криминализации данной сферы бизнеса – коллекторские фирмы превращались в настоящие группировки по выбиванию долгов. В результате государство вынуждено было навести порядок в данном секторе, приняв в 2016 году специальный закон о коллекторской деятельности. Положения данного законодательства существенно урезали возможности коллекторов по оказанию давления на своих «клиентов». Какие права у коллекторов по взысканию долгов имеются сегодня?

Особенности коллекторской деятельности

Особенности коллекторской деятельности

На российском рынке компании по взысканию долгов появились сравнительно недавно. Появление их связано с бурным расцветом коммерческих кредитных организаций. В считанные годы миллионы россиян стали заёмщиками больших и малых банков. Из-за низкой экономической и юридической грамотности населения, а также из-за экономических коллизий, многие из банковских клиентов оказались не в состоянии выполнять взятые на себя кредитные обязательства.

Сами коллекторы являются наёмными служащими коммерческих компаний, в обязанности которых входит воздействие на должников с целью убедить их вернуть взятые в кредит финансовые средства. Действуют коллекторские компании на основании цессионного или агентского договора. Цессия – возмездная передача кредитором финансовых обязательств заёмщика третьим лицам, то есть, продажа долга. Агентский договор подразумевает обращения банка к услугам коллекторской фирмы за определённую плату или процент от возвращённого долга.

Цессионное соглашение, то есть переуступка долга, применяется в основном к небольшим суммам кредита. Крупным банкам попросту невыгодно отвлекаться на судебные тяжбы из-за грошовых (по меркам банка) долгов. Гораздо проще подобные кредиты, обычно размером менее 100-150 тысяч рублей, перепродать за половину стоимость частному агентству по возврату долгов. Агентские договоры заключаются с агентствами, когда требуется вернуть достаточно крупные займы.

Правовая база

Правовая база

От того, как скоро должник возвратит заём, зависит прибыль компании и зарплата коллектора. Вплоть до 2016 года деятельность коллекторских компаний на законодательном уровне никак не регулировалась. Подобный правовой нигилизм стал причиной криминализации данной сферы бизнеса. Сотрудники агентств по взысканию долгов зачастую применяли к своим «клиентам» противозаконные методы воздействия, включая физическое и моральное насилие. В результате подобный фирмы превратились в настоящие преступные группировки, специализирующиеся на выбивании долгов с населения.

Чтобы вернуть деятельность коллекторов в правовое поле, российскими законодателями в 2016 году был принят специальный закон – ФЗ №230. Он призван регламентировать деятельность подобных компаний, определить права коллекторов по взысканию долгов. Закон содержит 4 главы и 22 статьи, в которых подробно расписаны нюансы взаимоотношений сотрудников агентств и должников. Также ФЗ №230 устанавливает нормативы, необходимые для регистрации коллекторских компаний – актив уставного капитала в 10 миллионов рублей, плюс оформленную страховку на такую же сумму.

Данные о каждом агентстве заносятся в единый госреестр, наравне с прочими коммерческими организациями. Непосредственный надзор за их деятельностью отныне осуществляет служба судебных исполнителей. Любые жалобы на превышение коллекторами своих полномочий, и прочие нарушения законодательства, направляются именно в ССП, сотрудникам которой вменяется в обязанности производить разбор таких ходатайств.

Общение коллектора с должником

Общение коллектора с должником

Прежде всего, закон направлен на оказание максимальной защиты прав граждан, оказавшихся объектом внимания коллекторов. Согласно положениям его статей, сотрудники фирм по взысканию задолженности, имеют следующие права:

  • Общаться с должниками они имеют право только прописанными в законодательстве способами.
  • Прочие методы общения допустимы исключительно с письменного разрешения клиента.

Принятое законодательство сильно ограничивает коллекторов по методам воздействия на должников. С 2016 года они сводятся к трём основным вариантам:

  • Личная встреча с клиентом.
  • Телефонные переговоры.
  • Отсылка сообщений при помощи электронной почты, СМС-сообщений, традиционных почтовых отправлений.

Все иные способы войти в контакт с «клиентом», не прописанные в положениях ФЗ №230, являются противозаконными. Но даже имеющиеся в данный момент права коллекторов по взысканию долга подчинены жёсткому временному регламенту. Так, совершать телефонные звонки сотрудники агентств могу не чаще 1 раза в день. За неделю общее количество звонков не должно превышать двух, а в месяц – восьми. Звонить коллекторам разрешается в строго определённое время: с 8 утра до 10 вечера в будние дни, и с 9 утра до 8 вечера – в выходные и праздники.

Личные встречи с заёмщиком должны происходить не чаще, чем раз в неделю. Встречаться с сотрудниками агентства гражданин может как у себя дома, так и на «нейтральной» территории, по своему желанию. Также следует упомянуть, что слово «может» вовсе не означает «обязан». Должник имеет полное право не впускать коллектора к себе в дом, либо вообще отказаться разговаривать с ним. Например, если он занят неотложным делом, и визит сотрудника отвлекает его, он вправе перенести встречу на другое время.

При встрече работник агентства по взысканию обязан представиться, назвать компанию, по заданию которой он явился, её адрес и контактные телефоны. Если «клиент» поинтересуется, по какому праву данный сотрудник интересуется его долгом перед банком, коллектор обязан показать копию агентского или цессионного договора.

При телефонном разговоре коллектор обязан назвать номер документа о передаче долга и дату его заключения. Электронные и СМС-сообщения работники агентства имеют право отправлять не чаще, чем 2 раза в сутки.

«Правила хорошего тона»

«Правила хорошего тона»

В общении с клиентом сотрудник агентства должен вести себя максимально адекватно, не допуская попыток завуалированного психологического воздействия, ни, тем более, прямых угроз. Не говоря уже о применении физической силы или нанесении вреда имуществу должника. Такие действия являются прямой причиной привлечения коллектора к уголовной ответственности с реальным сроком заключения.

Соблюдать правила хорошего тона при разговоре следует и должнику. Во-первых, этим вы покажете сотруднику, что он имеет дело с интеллигентным и образованным человеком. Это поспособствует настройке всего разговора на более конструктивный лад. Во-вторых, должнику необходимо помнить, что все свои телефонные разговоры сотрудники компании записывают. И ваше хамское поведение, если дело дойдёт до судебных разбирательств, сыграет не в вашу пользу.

Права коллекторов по взысканию долга разрешают им доводить до нерадивого заёмщика следующую информацию:

  • О возможных негативных последствиях в виде судебного иска, запрета на выезд за границу, приостановки действия водительских прав и т.д.
  • О штрафных санкциях за просрочку платежа и начислении пени.
  • О возможности и порядке реструктуризации выплат образовавшейся задолженности.

Вероятность судебного разбирательства

Вероятность судебного разбирательства

В ряде случаев сотрудники пытаются запугать гражданина уголовным преследованием по ряду статей УКРФ, в частности «мошенничество», «злоупотребление доверием». На деле же всё это оказывается блефом, и ни одно из агентств не будет прибегать к подобному методу. Чтобы добиться уголовного наказания по таким незначительным делам, как потребительский кредит, необходимо собрать неоспоримую доказательную базу, что заёмщик является мошенником, и уже изначально не планировал возвращать взятые в кредит деньги.

Гораздо реальнее факт судебной тяжбы с компанией по гражданскому законодательству. Здесь важно учитывать основание, в соответствии с которым коллекторское агентство получило право истребовать вашу задолженность. Если это агентский договор, то все права на кредит остаются у банка, а коллекторы выступают в роли наёмного аутсорсера, за определённую плату помогающего вернуть долг.

Если же у агентства имеется договор цессии (покупки), то оно становится полноправным владельцем вашего долга, и имеет право подавать на вас в суд, либо, в свою очередь перепродать его третьей стороне. К слову, в странах Запада долги продаются на специальных аукционах, и приобрести их может любой гражданин. К счастью, у нас это может сделать только лицензированная коллекторская организация, либо банковское учреждение.

Но на деле коллекторы идут на судебные тяжбы весьма неохотно – это требует от компаний больших временных и людских затрат на ведение дела, сбор доказательной базы, найм профессиональных юристов.

Тем более, что суды часто принимают сторону должника, частично или полностью списывая набежавшие штрафы и пени, оставляя лишь «тело» кредита и проценты в соответствии с договором. А это уменьшает общий размер долга порой в разы.

Прочие способы общения с коллекторами

Прочие способы общения с коллекторами

Права коллекторов по взысканию долга ограничиваются и при общении с должниками ряда социальных категорий. Так, им запрещено общаться без особого на то согласия с:

  • Должниками-инвалидами 1-ой группы.
  • Несовершеннолетними детьми должников.
  • С родственниками заёмщиков, если те не являются поручителями согласно кредитному договору.
  • С должниками, признанными решением суда недееспособными.
  • С заёмщиками, в отношении которых открыто дело о банкротстве.

Также коллекторы не имеют права делать информацию о должнике и его долге общедоступной – публиковать её в СМИ, доводить до третьих лиц и т.д. Сюда относятся такие популярные ранее методы работы сотрудников компаний по взиманию долгов, как посещение рабочего места заёмщика, встреча с его коллегами, соседями, родственниками. Целью таких визитов было оказание морального давления на гражданина методом создания вокруг него негативной обстановки общественного осуждения.

С 2016 года подобные встречи запрещены законом – любая информация, касающаяся заёмщика и его задолженности, является конфиденциальной, и не подлежит разглашению третьим лицам. Привлекаться к взаимодействию посторонние граждане могут только с письменного согласия должника, и с устного согласия самих привлекаемых третьих лиц. Например, если заёмщик желает привлечь родственников в качестве поручителей, или созаёмщиков, в результате чего потребуется реструктуризация договора. Все прочие варианты общения, а тем более, попытки оказания давления на должника, являются прямым нарушением действующего законодательства.

О любых нарушениях должник имеет право сообщать представителям местной службы приставов-исполнителей, под чьим надзором находятся все официально зарегистрированные коллекторские фирмы.

Коллекторы и должник: обязанности и права сторон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *