Содержание статьи:
Срок ответа на досудебную претензию определён нормативными актами и условиями договора. По нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, ответ на претензию должен быть предоставлен в течение 7 или 30 дней, если иное не указано в договоре. В законе о защите прав потребителей также предусмотрены разные сроки для рассмотрения претензий на замену или ремонт товара, а также на возврат денег.
Вместо ответа на претензию можно полностью удовлетворить заявленные требования. Однако, если претензия была подана, заявитель не обязан бесконечно ждать ответа, исполнения требований или устранения нарушений. На рассмотрение претензии даётся определённый срок, который стороны могут заранее указать в условиях договора. Для многих видов споров срок рассмотрения претензии прямо или косвенно определён законодательством.
В зависимости от сути требований, изложенных в претензии, и позиции её получателя, по итогам рассмотрения претензии можно:
- дать аргументированный отказ по всем или отдельным требованиям (например, продавец может указать, что качество товара проверено и соответствует всем нормам);
- исполнить заявленные требования (например, перечислить деньги по реквизитам, указанным в документе);
- предложить заявителю другой вариант урегулирования спора (например, направить дополнительное соглашение с новыми условиями сделки).
По каким спорам нужно обязательно подавать претензию
Контрагенты по сделке могут заранее определить порядок разрешения споров, правила подачи претензий и сроки ответа на них. В этом случае необходимо строго следовать условиям договора, чтобы иметь возможность обратиться в суд за защитой своих прав.
По некоторым видам споров предъявление претензии является обязательным в соответствии с законодательством:
- если спор подпадает под требования закона о правах потребителя;
- если экономический спор связан с взысканием денежных средств по договорам и сделкам, а также с требованиями о неосновательном обогащении;
- если возник спор в сфере публичных правоотношений, например, по результатам налоговой проверки;
- в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством.
В этих случаях к иску необходимо приложить доказательства отправки (вручения) претензии. Если иск будет подан без соблюдения претензионного порядка, суд оставит документы без движения и предоставит заявителю срок для устранения недостатков. Если недостатки не будут устранены, документы вернут без рассмотрения.
Порядок направления и рассмотрения претензий
Нельзя ответить на претензию до того, как её получат. Поэтому важно не только правильно составить претензию, но и подтвердить, что она была отправлена и получена.
Когда претензия составлена, её можно:
- вручить лично второй стороне или её уполномоченному представителю. На экземпляре заявителя должны поставить подпись или входящий (регистрационный) номер с датой;
- отправить заказным письмом по почте. У вас останется квитанция с трек-номером и датой отправки документа;
- отправить электронной почтой (если такой способ подачи претензии предусмотрен договором). Для удостоверения подписи на электронном документе нужно использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Претензию или жалобу в адрес налогового органа можно отправить через личный кабинет на сайте ФНС. Чтобы удостоверить подпись, можно использовать ЭЦП или аккаунт на портале госуслуг. Если все обязательные пункты формы жалобы или претензии заполнены правильно, система автоматически зарегистрирует входящий документ. С даты регистрации начнётся отсчёт срока для рассмотрения требований.
Когда начинает течь срок на рассмотрение или исполнение претензии
Срок рассмотрения претензии исчисляется в календарных днях, если иное не предусмотрено договором. Точная дата начала срока может определяться:
- днём вручения претензии под роспись или под входящий номер;
- моментом регистрации в системе электронного документооборота;
- днём вручения заказного письма;
- днём отказа от получения письма (этот факт подтверждается актом).
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25, если претензия отправлена по почте по правильному адресу, она считается вручённой, даже если адресата не было на месте или он отказался получить письмо. Дата доставки будет указана в почтовом извещении или на конверте.
Также отправитель может отправить документ с уведомлением о вручении. Если получатель откажется от получения, этот факт будет подтверждён отметкой почтового работника.
По нормам Гражданского кодекса РФ
В Гражданском кодексе Российской Федерации и других нормативных актах предусмотрено несколько сроков для рассмотрения претензий или исполнения обязательств. Эти сроки зависят от вида сделки, сути обязательства и характера заявленного требования.
Срок рассмотрения досудебной претензии согласно ГК РФ может составлять:
- не более 7 дней, если в договоре не указан конкретный срок исполнения обязательства, и его невозможно определить исходя из содержания закона или обычаев делового оборота (статья 314 ГК РФ);
- не более 30 дней, если заявлено требование о расторжении или изменении договора (статья 452 ГК РФ);
- срок, предусмотренный договором — стороны могут самостоятельно определять порядок рассмотрения претензий в договорах.
По спорам о правах потребителя
В законе о правах потребителя чётко прописаны все сроки, в которые должны быть выполнены обязательства и рассмотрены претензии. Сроки зависят от характера требований:
- 7 дней — на обмен товара по заявлению покупателя;
- 10 дней — на возврат денег и расторжение договора;
- 30 дней — на замену товара, если у продавца нет аналогичного товара надлежащего качества;
- 45 дней — на ремонт или восстановление товара с выявленными недостатками.
Эти сроки могут применяться последовательно. Например, если покупатель требует замены товара, продавец должен выполнить это требование в течение 7 дней. Если замена невозможна, продавец обязан вернуть деньги. Срок возврата денег составляет 10 дней.
Что грозит за нарушение срока исполнения досудебной претензии
Если закон или договор не требуют обязательного направления претензии, то несоблюдение сроков её рассмотрения не повлечёт за собой штрафных санкций или других последствий. Однако отсутствие ответа может указывать на то, что вторая сторона не готова пойти на уступки, устранить нарушение и выполнить свои обязательства. В этом случае заявитель может обратиться за защитой в суд.
Если по закону или договору обязательный претензионный порядок, то могут наступить следующие последствия:
- начисление неустойки (размер определяется в соответствии с законом или договором);
- взыскание единовременного штрафа (например, при нарушении прав потребителя его размер составит 50% от суммы обязательства);
- предъявление дополнительных требований (например, при неоплате по заявленному обязательству можно требовать расторжения договора).