Содержание статьи:
Малые предприятия являются основой рыночной экономики большинства государств. Во всём мире частный малый бизнес составляет значительную долю в общем объеме производства товаров и оказания услуг. В нашей стране, к сожалению, доля индивидуальных предпринимателей в ВВП пока ещё довольна низка. Это связано с рядом специфических аспектов ведения бизнеса в нашей стране и неблагоприятными конъюнктурными условиями рынка.
Однако, правительство РФ считает развитие малого бизнеса одной из приоритетных задач в общем развитии экономики страны на ближайшие годы. В рамках этой стратегии приняты меры для упрощения регистрации ИП и облегчения их работы. Рассмотрим подробнее порядок регистрации индивидуального предпринимателя, действующий на начало 2018 года.
Преимущества и недостатки ИП
Согласно статистике, в нашей стране зарегистрировано более 3-х миллионов частных предпринимателей, и их количество продолжает увеличиваться на 4% ежегодно. Рост числа ИП обусловлен рядом преимуществ, которые даёт подобная форма ведения бизнеса:
- Отсутствие обязательных требований к наличию первоначального уставного капитала предприятия.
- Минимальные требования к процедуре ведения бизнеса, в частности – к количеству отчётной и учредительной документации.
- Упрощённый порядок регистрации ИП, занимающий минимум времени.
Среди минусов можно назвать только факт, что частный предприниматель несёт личную ответственность по задолженности своего предприятия. То есть, при банкротстве, или востребовании долгов через суд, кредитор имеет право взыскать их за счёт конфискации и продажи личного имущества должника. При других формах регистрации бизнеса – ООО, АО, АОЗТ, — руководители организации отвечают по кредитам и прочим долгам только имуществом и активами предприятия.
Регистрация частного бизнеса
Согласно действующим нормативам, каждое коммерческое предприятие, независимо от размера и формы собственности, должно в обязательном порядке быть поставлено на учёт в уполномоченных государственных учреждениях. Но, в отличие от регистрации прочих коммерческих предприятий и организаций, зарегистрироваться частному предпринимателю намного проще. Пошаговая инструкция по регистрации ИП состоит из нескольких этапов.
Выбор формы регистрации
Встать на учёт в налоговых органах частному бизнесмену можно двумя основными способами – пройдя всю процедуру самостоятельно, либо доверив это специализированным юридическим фирмам. Оба варианта имеют свои плюсы и свои недостатки. Самостоятельная постановка на учёт – достаточно простая процедура, однако, требующая определённого времени и сил. Представители юридической компании смогут произвести данную процедуру быстрее за счёт имеющегося у них практического опыта. Также это позволит вам сэкономить своё время.
В финансовом плане услуги юристов, конечно же, обойдутся дороже, нежели самостоятельная регистрация. Если вы решите осуществить весь процесс сами, то расходы составят 800 рублей, необходимых для уплаты госпошлины. Помощникам-юристам, придётся дополнительно заплатить за их услуги. Стоимость их услуг может значительно различаться. В зависимости от объёма делегируемых им работ (консультация, сбор необходимой документации, изготовление печати, полное ведение процесса).
Минимальные затраты начинаются от 300 — 500 рублей, в столичном регионе оплата работы юристов-регистраторов обойдётся дороже. К этому следует прибавить затраты на изготовление печати предприятия, а это дополнительно 700 – 1500 рублей.
Открыть расчётный банковский счёт можно самостоятельно совершенно бесплатно. Юристы-регистраторы за данную процедуру могут затребовать до 1 000 – 2 000 тысяч рублей.
Наименование и место регистрации
Каждому предпринимателю хочется, чтобы его организация носило некое красивое и говорящее название, которое стало бы частью общего бренда. К сожалению, подобная прерогатива доступна исключительно юридическим лицам – ООО, АО. Официально допустимое наименование для всех ИП – это Ф.И.О. гражданина, открывшего его. Именно его фамилия, имя, отчество фигурирует как наименование предприятия на всех печатях, бланках, договорах и прочих официальных документах.
Но, несмотря на это, частное лицо, решившее заняться предпринимательской деятельностью, имеет право на регистрацию некоего товарного знака. Также гражданин может использовать в своей предпринимательской деятельности официально незарегистрированные наименования. Например: магазин «Ромашка», кафе «Василёк». Единственное условие – лучше всего использовать оригинальные названия, или общераспространённые, нейтральные наименования. Не стоит копировать известные, официально зарегистрированные бренды, иначе это может быть расценено как нарушение авторских прав и попытка нечестной конкуренции.
Регистрировать частное предприятие предписывается всегда по месту официальной прописки гражданина, на чьё имя оно записывается. Порядок регистрации ИП не допускает иного варианта, даже если человек фактически проживает не по прописке, а в ином городе или даже регионе. Как вариант – получение временной регистрации по месту фактического жительства, после чего осуществляются все остальные регистрационные действия.
Выбор кодировки и подача заявления
При подаче регистрационного заявления, следует всегда указывать, какова основная сфера деятельности открываемого предприятия. Все коды различных видов коммерческой деятельности содержаться в специальном классификаторе ОК-029, последнее редактированное издание которого датировано 2014 годом. Он содержит 57 различных кодировок, одну из которых и предстоит выбрать будущему предпринимателю.
При регистрации ИП будет необходимо заполнить заявление по форме Р-21001. Документ может быть распечатан с компьютера, а может быть написан от руки. Заполнять заявление следует максимально внимательно – малейшие неточности, и даже орфографические ошибки могут явиться причиной отказа в его принятии. Дополнительные требования предъявляются и к шрифту заполнения электронного документа: все данные прописываются шрифтом Courier-New, размером 18.
С образцом письменного заявления Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Для заполнения документа в электронном виде можно воспользоваться специализированным сервисом налоговой службы. Он также позволяет отправить регистрационное заявление и оплатить государственную пошлину в онлайн-режиме.
Но получать свидетельство о регистрации придётся всё-таки лично в местном отделе ФНС. Не забудьте перед подачей документа, оплатить государственный сбор в размере восьмиста рублей.
Выбор налоговой системы
Нормативы ФНС требуют, чтобы каждый будущий предприниматель выбрал допустимую для себя систему налогообложения. Для частных предпринимателей российское налоговое законодательство предусматривает пять режимов налогообложения. Все они различаются размером финансовой нагрузки, системой налоговой отчётности, разными ограничениями сфер коммерческой деятельности. Наиболее распространённым вариантом является упрощённая система. «Упрощёнка» любима частными предпринимателями за минимальный объём отчётных документов и простоту исчисления.
Сбор документов
Перед непосредственной подачей пакета документов на регистрацию, следует ещё раз перепроверить их комплектность. На руках подателя должны находиться:
- Заполненное соответствующим образом заявление формы Р-21001.
- Банковский чек, свидетельствующий об уплате государственного сбора.
- Паспорт или прочее официальное удостоверение личности.
- Уведомление о выборе системы налогообложения в трёх экземплярах.
Для иностранных подданных и лиц, не имеющих гражданства, желающих открыть свой бизнес на территории РФ, потребуется предоставить в налоговые органы копию разрешения на нахождение в России, и заверенный нотариусом перевод данных иностранного паспорта на русский язык. Сделать такой перевод и заверить его можно в ближайшем посольстве или консульстве государства, гражданином которого является заявитель.
При личной подаче бумаг в службу ФМС каждая бумага должна быть завизирована личной подписью заявителя. При отсылке регистрационной документации по почте, в конверт следует вложить заверенную нотариусом ксерокопию своего паспорта. При подаче пакета документации посредством компьютерного сервиса, никакого заверки делать не требуется. Поправкой в нормативы подачи бумаг от 2013 года отменена необходимость обязательной сшивки всего пакета документации.
Получение свидетельства о регистрации
Когда все необходимые документы собраны, они отправляются в налоговую службу одним из перечисленных выше способов. Сроки, отведённые чиновникам на рассмотрение заявки, составляют 3 рабочих дня с момента получения ими полного пакета необходимой документации. По истечении данного срока заявитель может прийти в учреждение ФНС за регистрационным налоговым свидетельством. По предъявлении паспорта заявителю выдаются такой комплект бумаг:
- Лист-выписка из Единого госреестра ИП.
- Свидетельство о постановке на регистрационный учёт в органах налоговой службы.
В соответствии с новыми нормативами, принятыми ФНС в 2017 году, выдача отдельных свидетельств о госрегистрации ИП отменена. Их теперь заменяет документ о регистрационном налоговом учёте. Получив документы, следует внимательно изучить их на предмет возможных ошибок и неточностей. При их обнаружении обратитесь в органы ФМС для их устранения.
Когда вся регистрационная процедура завершена, новоиспечённому предпринимателю остаётся встать на учёт в пенсионный и социальный фонд, получить коды статистического управления, лицензию и начать непосредственную коммерческую деятельность.