Содержание статьи:
Что нужно знать про инструкцию № 181-И
Если вы работаете с иностранными контрагентами по внешнеэкономическим договорам, вам необходимо пройти валютный контроль в российских банках. Чтобы осуществить перевод или получить деньги, вам нужно предоставить документы, сообщить определённую информацию, отчитаться и зарегистрировать контракт. Подробная информация о том, как и когда это делать, содержится в инструкции № 181-И.
Банк не сможет провести платёж, пока не убедится, что операция законна и не связана с нелегальным выводом средств. Также в инструкции описано, как банк должен действовать в различных ситуациях.
Центральный банк России периодически вносит изменения в инструкцию. Например, в мае 2022 года были увеличены лимиты по экспортным контрактам — с 6 миллионов рублей до 10 миллионов, а также по контрактам, по которым в банк не нужно предоставлять документы — с 200 тысяч рублей до 600 тысяч. Согласно указанию Центробанка, следующие изменения вступят в силу с 1 апреля 2024 года.
Что изменилось в валютном контроле с 1 апреля 2024 года
Все изменения в инструкции № 181-И:
* Увеличили сумму, при которой не нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, до 1 миллиона рублей.
* Восстановили правило о необходимости регистрации договоров аренды в банке.
* Разрешили получать наличные от иностранных контрагентов, которые затем можно использовать для расчётов по зарубежным контрактам, положить на счёт в любом банке или на специальный валютный счёт. Однако необходимо отчитаться перед своим банком в течение 45 рабочих дней.
* Отменили требование о предоставлении справок о подтверждающих документах при экспорте и импорте товаров.
* Разрешили проводить расчёты с иностранными контрагентами в любом банке, а не только в том, где контракты стоят на учёте. Однако об этом необходимо сообщить в свой банк в течение 15 дней.
* Ввели новые коды операций и подтверждающих документов, которые подпадают под валютный контроль.
* Изменили форму банковского контроля: добавили новые строки для аффилированных компаний и расчётов с другими контрагентами.
Увеличили лимит контрактов, по которым не нужно подавать документы в банк
Вот в чём суть: при валютном контроле платежей предприниматели предоставляют в банк копию контракта и документы по сделке. Раньше это требовалось делать при общей сумме контракта от 600 000 рублей, а сейчас лимит подняли до 1 миллиона.
Если не поставить контракт на учёт и не подать документы в банк, можно получить штраф до 50 000 рублей.
Хотя по контрактам до 1 миллиона рублей не нужно подавать подтверждающие документы, платежи по ним всё равно проходят валютный контроль, но уже в упрощённом порядке. Для этого нужно сообщить в банк код валютной операции. Также необходимо предоставить следующие документы:
* платёжное поручение или валютный перевод при списании денег;
* распоряжение при зачислении.
Важно не путать общую сумму контракта и размер одного платежа. Например, если контракт заключён на сумму от 1 миллиона рублей, а платёж по этому контракту составляет 300 000 рублей, операцию обязательно подтвердите документами.
По каким контрактам надо отчитаться
Важно различать общую сумму контракта и размер отдельного платежа. Например, если общая сумма контракта составляет 1 миллион рублей, а платёж по нему — 300 тысяч рублей, вам необходимо подтвердить операцию соответствующими документами.
Перед банком вам необходимо отчитываться по следующим видам контрактов:
1. Если вы перечисляете деньги иностранному контрагенту, то вам необходимо подавать документы независимо от валюты платежа по контрактам на поставку товаров, услуг, интеллектуальной собственности, агентирование, поручение или комиссию на сумму от 1 миллиона рублей.
2. Если вы получили деньги от иностранного контрагента, то вам нужно подавать документы по контрактам от 1 миллиона рублей в иностранной валюте и от 10 миллионов рублей в рублях.
В некоторых случаях требуется подавать документы независимо от суммы контракта. Например, если иностранец возвращает вам заём или вы платите за ценные бумаги, то это связано с тем, что помимо Инструкции Банка России № 181-И нужно также следовать указам президента, которые вводят дополнительные требования и ограничения на некоторые валютные операции.
Вернули регистрацию договоров аренды недвижимости в банке
Суть в следующем: с мая 2022 года предпринимателям больше не нужно было регистрировать договоры аренды недвижимости в банке. Однако сейчас это требование было возвращено.
Теперь вам необходимо зарегистрировать в своём банке договоры аренды на сумму:
* от 3 миллионов рублей, если вы арендуете у иностранца офис или склад;
* от 10 миллионов рублей, если иностранец арендует у вас помещение.
Если вы продолжаете работать по договору, который был снят с учёта ранее, вам следует зарегистрировать его заново. Банк присвоит этому договору новый уникальный номер и создаст новую ведомость банковского контроля. При этом старые платежи в этой ведомости отображаться не будут.
Разрешили получать от иностранцев наличные
**Как это работает**
Вы можете получать оплату от зарубежных партнёров наличными, но тратить эти деньги можно только на цели вашего бизнеса.
**За что можно получить наличные**
Есть несколько ситуаций, в которых иностранец может передать вам деньги наличными:
* оплата товаров и услуг;
* возврат аванса;
* оплата результатов интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них;
* возврат займа или уплата процентов по нему.
Наличные можно получать как в иностранной валюте, так и в рублях.
Как отчитаться перед банком
Если вы получили наличные от иностранного партнёра или передали их иностранцу, вам необходимо предоставить в свой банк следующие документы и информацию:
* любые документы, оформленные при получении наличных или расчёте с иностранцем, такие как чеки, ордера, расписки;
* документы, подтверждающие передачу товаров или оказание услуг, например, инвойс, спецификацию;
* таможенную декларацию на ввоз наличных, если она была оформлена;
* код вида операции из приложения № 1 к инструкции № 181-И;
* код валюты из классификатора № 405-ст: например, у долларов код 840, а у юаней — 156;
* сумму операции;
* уникальный номер контракта, если он был учтён.
Отчитаться необходимо в течение 45 рабочих дней с даты получения наличных от зарубежного партнёра или передачи их иностранцу. Это правило не распространяется на случаи, когда контракт был учтён в одном банке, а внесение наличных осуществлялось в другом банке. В такой ситуации вам нужно предоставить следующие данные в течение 15 рабочих дней с даты внесения наличных:
* уникальный номер контракта, по которому был осуществлён платёж;
* выписку или любой другой документ, подтверждающий зачисление денег;
* код вида операции.
Отменили справки о подтверждающих документах по товарам
Суть в следующем: раньше предприниматели были обязаны подавать справку после подписания документов на поставку товаров или оформления таможенной декларации. Теперь эта обязанность отменена для большинства предпринимателей.
СПД (справка о подтверждающих документах) должны подавать только крупные экспортёры, которые занимаются добычей и переработкой энергоресурсов, чёрных и цветных металлов, а также работают в химической и лесной отраслях. Официально опубликованный список таких компаний пока не доступен.
Что касается услуг, взаимозачётов, переуступки долга и займов, правила для СПД остались прежними. Отчёт необходимо подать в банк в течение 15 рабочих дней в месяце, следующем за месяцем, в котором был подписан документ об исполнении договора. Например, если акт об оказании услуг был подписан 24 мая 2024 года, то СПД нужно подать до 24 июня.
Разрешили проводить платежи с иностранцами в любом банке
Теперь вы можете проводить расчёты по внешнеэкономическим контрактам в любом банке, а не только в том, где учёт по контракту ведётся. Это может быть как российский, так и зарубежный банк.
Если платёж прошёл в другом банке, вам нужно будет предоставить в свой банк следующую информацию:
— уникальный номер контракта;
— выписку или другой документ, подтверждающий зачисление или списание средств;
— код вида операции;
— сроки, в которые вы ожидаете поставку или возврат аванса в случае, если поставка не состоится.
Срок подачи информации — 15 рабочих дней с момента зачисления или списания средств.