Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива – это один из основных документов касательно обучения ребёнка в начальной школе. Он отражает педагогические и психологические результаты исследований обучения школьников и позволяет педагогам выработать собственную образовательную стратегию.
Грамотно составленная характеристика также помогает раскрыть сильные стороны коллектива и определить слабые места, требующие педагогической коррекции, что имеет огромное значение для педагогического состава учебного заведения.
Сама характеристика несет в себе множество информации: сведения о поведении детей и их успеваемости, об интересах и способностях, о физическом и умственном развитии и так далее.
Данные для характеристики можно получать из разнообразных источнико: личного дела, материалов классного журнала, путем непосредственного наблюдения за учениками во время уроков и во время внешкольных мероприятий, а также с помощью тестов, анкет, бесед и специальных психологических методик.
Исключительно важной будет педагогическая характеристика класса для нового учителя, к которому сформировавшийся коллектив пришел впервые, а также для педагогического состава школы в целом.
Огромную пользу представляет характеристика класса для плана воспитательной работы, который ежегодно составляют классные руководители.
Что обязательно должно быть включено в характеристику?
Общая информация:
— дата формирования класса;
— возраст и пол учащихся;
— степень готовности детей к школе;
— информация о семьях детей;
— количество часто болеющих детей, наличие детей-инвалидов.
Направленность деятельности:
— какой вид деятельности является в классе предпочтительным – общение, познание, труд или другие;
— какова роль класса в жизни школьника (потребность в самореализации, желание выделиться, подражание другим, потребность в общении, получение поощрения);
— существуют ли в классе традиции, нормы и ценности, какова роль коллектива среди других классов школы;
— ведется ли общественная работа и как к ней относятся школьники;
— как класс проявляет себя во внешкольных мероприятиях.
Учебная деятельность в школьном коллективе:
— отношение учащихся к учебе;
— уровень успеваемости класса, умение работать самостоятельно;
— контроль над успеваемостью со стороны учителей, родителей и одноклассников;
— взаимопомощь (организация и формы);
— дисциплина класса (формы, — причины нарушения дисциплины и методы воздействия на нарушителей со стороны учителей и одноклассников).
Межличностные отношения:
— насколько дружен класс (основа взаимоотношений – местожительство, общие интересы, учеба, взаимопомощь, место за партой);
— отношения между мальчиками и девочками;
существуют ли в классе группировки по интересам, их характеристика (ценности, нормы поведения, способы самовыражения), отношения между группировками;
есть ли в коллективе «отверженные» (количество, причины неприятия);
— как учащиеся строят отношения между собой, с учителями, с родителями;
существует ли в классе солидарность в решении вопросов жизни коллектива;
— есть ли у школьников потребность во встречах с одноклассниками за стенами школы;
— причины конфликтов между школьниками, способы их разрешений.
Психологический климат в школьном коллективе
— комфортно ли учащимся в классе;
— насколько в коллективе выражена терпимость к иному мнению, добры ли ребята друг к другу, важны ли для них такие категории как честность, ответственность, чувство такта, уважение к другому человеку, понятие долга и достоинства;
— могут ли ребята объединяться для того, чтобы решать общие задачи, насколько быстро им это удается, доводят ли школьники начатое до конца.
Выводы и предложения:
— общая оценка класса;
— положительные и отрицательные аспекты;
— пожелания по совершенствованию продуктивности работы коллектива.