Содержание статьи:
Система страхования в нашей стране сегодня затрагивает практически все аспекты человеческой деятельности. В большинстве случаев страхование жизни, здоровья и сохранности имущества производится на добровольной основе. Но иногда страхование носит обязательный характер. Наиболее показательный пример – система автострахования, где наряду с добровольной КАСКО имеются обязательные полисы ОСАГО.
Главная цель введения автостраховки – досудебное решение финансовых вопросов, возникающих в результате дорожно-транспортного происшествия. По замыслу законодателей, все основные расходы по возмещению последствий ДТП, после введения автострахования должны взять на себя компании-страховщики. На деле же с получением компенсационных выплат может возникнуть проблема. Что делать, если страховая компания не выплачивает деньги?
Особенности системы автострахования
Система страхования автогражданской ответственности была введена в нашей стране относительно недавно. Если в Соединённых Штатах автострахование практикуется уже с 20-х годов, а в Западной Европе – с 50-х годов ХХ века, то в России соответствующий закон №40 вступил в действие только в 2003 году. Согласно данному федеральному закону, каждый автовладелец, прежде чем выехать на дорогу, должен оформить в полис ОСАГО. Принятие данного закона обусловлено возросшим в стране количеством автомобилей, и, как следствие, увеличением судебных тяжб по возмещению последствий автомобильных аварий.
Согласно условиям страхового контракта, фирма-страховщик обязуется произвести за своего клиента-водителя компенсационные платежи лицам, пострадавшим от его действий. Выплаты призваны покрыть как вред имуществу, так и ущерб здоровью пострадавшей стороны. При этом законодательство устанавливает потолок обязательных выплат по полису ОСАГО. На начало 2018 года их размер установлен:
- Компенсационные платежи при нанесении ущерба чужой собственности – 400 тысяч рублей.
- При компенсации ущерба жизни и здоровью третьих лиц размер выплат увеличивается до полумиллиона.
Размер максимальных платежей время от времени индексируется, по мере роста цен на автозапчасти, услуги авторемонтных мастерских и медицинских учреждений. Если реальный ущерб от ДТП превысил установленный лимит, то При ОСАГО страховой случай наступает, только если клиент компании пот итогам разбирательств признан виновным в автотранспортном происшествии. В противном случае компенсационные выплаты обязана производить страховая фирма противоположной стороны, участвовавшей в ДТП.
Полис КАСКО предназначается для покрытия случаев, не предусмотренных полисом обязательного автострахования. Перечень страховых случаев и размер выплат по ним индивидуален и может быть различным у разных страховщиков. Соответственно, чем больше «ассортимент» предоставляемой защиты, тем больше стоимость полиса КАСКО. Однако, и КАСКО, и ОСАГО имеют одну принципиальную особенность – возмещение по ним производится частными страховыми компаниями.
Цель деятельности фирмы-страховщика, как и любой другой коммерческой организации – получение максимальной прибыли от своих клиентов. А прибыль в данном случае слагается из разницы доходов от продажи страховых полисов, и расходов на компенсационные возмещения пострадавшим при наступлении страховых случаев.
Соответственно, чем меньше денег выплатит страховщик по своим обязательствам, тем больше его доход. Поэтому не так редки случаи, когда страховая компания не выплачивает деньги по КАСКО или по обязательному полису автогражданки.
Причины невыплат страховой компанией
Поводов для отказа клиенту в выплатах может быть неисчислимо много. Все они, как правило, проистекают из положений и условий заключённого страхового договора. При составлении стандартного текста соглашения автострахования, специалисты фирмы-страховщика ориентируются, прежде всего, на интересы своей компании. Отсюда большое количество малозаметных пунктов и условий, часто прописанных мелким шрифтом, либо спрятанных на последних страницах документа. Однако, именно эти незначительные, на первый взгляд, детали играют немаловажную роль.
В связи с этим потенциальному клиенту, не стоит уделять основное внимание реляциям, пропечатанным крупными буквами на заглавной странице. Не следует обольщаться «выгодными предложениями» и «индивидуальным подходом к каждому клиенту», а лучше спокойно сесть и подробно ознакомиться со всем текстом документа. Как говориться, «дьявол скрывается в деталях». Поэтому будет не лишним потратить полчаса на поиски этих самых деталей, которые в будущем позволят страховой компании не выплачивать деньги клиенту на вполне законных основаниях. Чаще всего, к подобным деталям, лишающим клиента права на страховые выплаты, относятся:
- Управление автомобилем в нетрезвом виде, либо в состоянии наркотического опьянения.
- Грубое нарушение клиентом ПДД, в результате чего произошла автомобильная катастрофа.
- Явное или неумышленное содействие лицу, причинившему ущерб автотранспорту. Сюда могут быть причислены оставленный в замке зажигания ключ, или незапертые двери авто, что якобы спровоцировало преступника на угон машины.
- Управление автомобилем в момент аварии лицом, не вписанным в полис автострахования.
И это далеко не полный список возможных причин для отказа в страховых выплатах. Кроме этого, причиной, по которой страховая компания не выплачивает деньги по ОСАГО или КАСКО, может служить элементарные финансовые проблемы страховщика, либо его банкротство.
Официальный отказ в выплате денег
Вся процедура оформления отказа страховщиком в возмещении ущерба, нанесённого его клиентом, прописана в федеральном законе №40. Для этого застрахованный автовладелец должен подать в офис компании ходатайство о возмещении ущерба, причинённого в ходе ДТП с его участием. Служащие фирмы проводят разбор обстоятельств происшествия, после чего выдают решение о признании данного случая страховым, либо об отказе в этом. Отказ, согласно действующим нормативам, должен выполняться по строго установленной форме:
- Документ составляется в письменном виде.
- Печатается он на фирменном бланке компании-страховщика.
- В тексте должны указываться все причины отказа в выплате.
Но даже, если сотрудниками компании-страховщика соблюдены все бюрократические формальности, не следует априори считать, что он прав. Как показывает практика, нарушения, как преднамеренные, так и нечаянные, встречаются в действиях сотрудников страховых фирм довольно часто. К примеру, при отказе в произведении выплат, фирма может ссылаться на некие пункты заключённого с клиентом договора. Но гражданину следует помнить, если эти пункты нарушают положения российского законодательства, то они автоматически признаются «ничтожными» — юридически недействительными.
Поэтому, даже если в договоре страховки имеются некие условия, ограничивающие произведение платежей, это вовсе не 100% повод в их отказе. Если автовладелец полагает, что данные условия незаконны, он вправе подать апелляцию. Закон об ОСАГО прописывает случаи, когда страховая компания не выплачивает деньги на законных основаниях:
- Неполный список документов, которые страхователь должен предоставить компании-страховщику после совершения автотранспортного происшествия.
- Переданные в страховую фирму данные содержат некие ошибки.
- Если произошедшее происшествие специалистами компании не признано страховым случаем.
В первых двух ситуациях нет ничего страшного. После получения отказа по этим причинам владелец авто может представить страховщику полный комплект документации, либо внести коррективы в недостоверные данные. Куда сложнее доказать свою правоту, если фирма-страховщик отказала в компенсационном платеже под предлогом признания случая не страховым.
Для отстаивания своих прав автовладельцу в данном случае придётся обратиться за помощью в надзорный орган – Союз автостраховщиков, Центробанк России, либо в судебные инстанции.
Порядок действий при невыплате страховой компанией страховки
Согласно установленным нормативам, первым делом клиент должен направить в адрес страховщика претензию с несогласием вынесенного его сотрудниками решения. Данная претензия должна основываться на неких аргументах, чаще всего в их роли выступает отчёт независимого эксперта. С её помощью можно установить все обстоятельства, приведшие к ДТП, а также определить реальную сумму понесённого сторонами ущерба. С этой целью возможно проведение четырёх видов экспертиз:
- Техническая. Устанавливает техническое состояние автомобиля на момент аварии, порядок действий водителя при управлении им.
- Трассологическая. Даёт представление о характере и направлении движения автомобилей непосредственно перед столкновением. Позволяет определить превышение каким-либо из участников ДТП скоростного режима, или ряд нарушений предписаний ПДД.
- Товароведческая. Оценивает нанесённый ущерб, выявляет все скрытые дефекты и деформации, ставшие причиной аварии.
- Комплексная. Включает в себя все три вышеперечисленных исследования. Проводится в особо сложных случаях, когда установить виновника аварии и полную картину дорожного происшествия на основании одной экспертизы не представляется возможным.
Законодательно установленных нормативов для составления претензии в страховую компанию не существует. Имеются лишь отдельные требования к её содержанию. В ней должны быть прописаны:
- Паспортные данные страхователя (в большинстве случаев им является сам автовладелец), его адрес проживания и контактный телефон.
- Данные компании-страховщика – юридический адрес и банковские реквизиты.
- Текст претензии должен содержать перечень требований к автостраховщику и подробное описание произошедшего ДТП.
- В конце бумаги нужно проставить дату составления и заверить её своей личной подписью.
К претензии следует приложить ряд документов:
- Ксерокопию паспорта заявителя.
- Ксерокопию документов о праве собственности на автотранспортное средство.
- Копию постановления или протокола ГИБДД об аварии, постановление о правонарушении, предусмотренном статьями административного законодательства.
- Если сотрудники ДПС в оформлении документов о ДТП не участвовали – следует приложить извещение, составленное по нормам так называемого «европротокола».
- Копию страхового полиса ОСАГО или КАСКО, в зависимости от того, на основании какого договора водитель добивается материального возмещения.
- Данные независимой автоэкспертизы с указанием денежной суммы ущерба.
Бывают случаи, когда страховщик отказывается принимать претензии. В этом случае следует отправить бумагу на его адрес заказным письмом с извещением о вручении. При наличии у заявителя квитанции о вручении, представители компании-страховщика уже не смогут заявить в суде, что никаких претензий они не получали.
После изучения претензии, у страховщика будет срок в 5 рабочих дней на изучение претензии и ответа на неё. Фирма может либо выплатить затребованную сумму, либо направить заявителю аргументированный отказ в удовлетворении его ходатайства.
Подача жалобы на страховую компанию
Если страховая компания не выплачивает деньги и в этом случае, заявителю придётся обратиться в вышестоящие органы, либо в судебные инстанции. В качестве надзорных органов выступают Союз автостраховщиков и страховой департамент Центробанка. В оба надзорных органа подаётся бумага одинакового образца, с данными заявителя, ответчика (страховщика), и кратким описанием обстоятельств возникшего спора. К заявлению потребуется приложить все документы и справки, служащие доказательной базой, в том числе и переписку с представителями страховой фирмы.
Другой вариант разрешения спора – обращение за помощью в органы судопроизводства. Обратиться в суд можно в двух случаях – если истца не удовлетворил ответ надзорных органов (РСА или ЦБРФ), либо непосредственно после отказа фирмы удовлетворить поданную претензию владельца транспортного средства. Вместе с иском следует направить в адрес судьи всю подтверждающую документацию, имеющуюся на руках заявителя:
- Копии всех справок и документов, ранее переданных вместе с досудебной претензией в адрес страховщика.
- Отчётный документ, составленный по итогам произведённой независимой автоэкспертизы, заверенный подписью ответственного лица.
- Письменный ответ компании-страховщика на поданную претензию.
Если суд сочтёт представленные заявителем аргументы достаточно убедительными, и вынесет решение в его пользу, компания будет выплатить ему полную сумму, указанную в качестве финансовых требований, а в пользу государства – штраф, эквивалентный 1/2 от суммы страховой выплаты. Помимо этого, заявитель вправе востребовать со страховой фирмы полное возмещение судебных издержек, в том числе и затрат на весьма дорогостоящую независимую автоэкспертизу.
Как видно из перечисленного выше, отстаивание своих интересов в спорах с компанией-страховщиком дело весьма хлопотное и затратное. Помочь в этом гражданам, далёким от юриспруденции, поможет страховой юрист, специализирующийся в области страхового права.
Юрист окажет помощь в грамотном и аргументированном составлении юридических требований, сборе всей необходимой доказательной базы. В случае необходимости он также сможет защитить интересы своего доверителя в любой административной или судебной инстанции.