Составление характеристики на воспитанника дошкольного образовательного учреждения — довольно важная и значимая с точки зрения педагогики вещь. Такой документ вправду может оказать серьезное влияние на дальнейшую судьбу ребёнка, поэтому совершенно не стоит его недооценивать.
Размышляя о том, как грамотно написать характеристику на дошкольника, крайне важно суметь подчеркнуть в первую очередь достоинства его личности, чтобы при дальнейшей педагогической работе суметь раскрыть их в полной мере. Обязательно при составлении характеристики следует указать и, разумеется, на недостатки, которые могут мешать ребенку полноценно общаться и развиваться как личность.
Как правильно написать педагогическую характеристику на дошкольника?
На сегодняшний день, написать психолого-педагогическую характеристику — это значит дать всестороннюю оценку степени развития воспитанника в определённый момент момент времени. В основном составление характеристики на ребенка дошкольного возраста — это демонстрация качеств, которые он уже сумел приобрести и так или иначе проявить в социуме.
Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит каких-либо строгих требований к составлению такого рода документа, существует ряд правил, которые обязательно следует учесть при составлении характеристики.
Таким образом, начать составление бумаги необходимо с формальной части, в которой необходимо отразить возраст ребёнка, ФИО, сколько лет он посещает учреждение дошкольного образования. Только после этого можно будет дать всестороннюю оценку его личностных качеств, сразу бросающихся в глаза, — скромность или уверенность, спокойствие или непоседливый характер.
Необходимо описать качества, которые ребенок проявляет в определенной ситуации — при похвале или порицании, наказании или критике. Обязательно отметье, как именно он взаимодействует в коллективе и на какую роль претендует, является ли лидером или, наоборот, действует скрытно и осторожно.
Далее нужно отразить следующие аспекты:
1. Как долго ребенок посещает дошкольное учреждение, в том числе часто ли он болеет, охотно ли ходит в детский сад;
2. Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (как контактирует со взрослыми, воспитателем и сверстниками);
3. Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания, насколько самостоятелен в быту;
4. Как ребенок усваивает программу воспитания и обучения, какие затруднения испытывает, как относится к занятиям и как ведет себя во время учебы;
5. Особенности игровой деятельности ребенка;
6. Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка, среда внутри семьи,взаимоотношения с родителями и родственниками;
7. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия и прочее.
В самом конце характеристики следует обобщить все вышеизложенные факты и описать пути решения имеющихся трудностей: как правильно устранить недостатки и увеличить преимущества.