Обжалование решения налогового органа

От ошибок не застрахован никто – ни отдельный человек, ни даже солидная государственная организация. Разница состоит только в последствиях подобных ошибок. Иногда неправильные решения могут выноситься и налоговыми службами. Причин этому бывает множество – от банального человеческого фактора, невнимательности и неполной компетентности сотрудников, до коррупционной составляющей и попыток незаконно обогатиться за счёт налогоплательщика – обычного гражданина или коммерческой фирмы.

Для восстановления справедливости в данных случаях российское законодательство предусматривает возможность обжалования решения налогового органа. Другое дело, что защита своих попранных прав процедура достаточно трудоёмкая и требующая хорошего знания основ юриспруденции. В связи с этим, следует внимательно ознакомиться с соответствующими положениями законодательства, либо обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Правовая база

Правовая база

Возможность любого налогоплательщика подать ходатайство о пересмотре принятого чиновниками решения прописана в положениях Налогового законодательства (НКРФ). Так, статья №137 кодекса закрепляет такое право за каждым лицом, считающим, что его законные права были нарушены налоговиками. Глава №19 НКРФ устанавливает временные лимиты для опротестования постановлений чиновников ФНС, и сроки рассмотрения подобных жалоб их руководящими инстанциями.

Кроме этого, закон предусматривает такой порядок обжалования неправомочных действий налоговиков, как подача иска в судебные органы. Порядок подачи иска и его рассмотрения в этом случае регламентирован процессуальными статьями арбитражного законодательства. Верховный суд, в свою очередь, вынес ряд постановлений относительно правоприменительной практики оспаривания решений налоговых инспекторов. Например, постановление ВС, принятое в июле 2013 г. за номером 57.

В ряде случаев в статьях законодательства не прописаны некоторые нарушения и не дана их квалификация. В этом случае налогоплательщик может прибегнуть к услугам внутренних нормативных актов, изданных самой налоговой инспекцией. В них содержится дополнительная квалификация ряда понятий, таких как «ненормативный акт». Данные дополнения издаются в виде разъяснений и методичек для сотрудников, выпускаемых центральным органом Налоговой службы.

Временные сроки

Временные сроки

По результатам любой проверки сотрудниками налоговой инспекции составляется соответствующий акт, что прописано в статье №100 НКРФ. Данный акт, согласно юридической практике, не является отдельным документом, а рассматривается в комплексе с вынесенным налоговой инстанцией решением. Дело в том, что подобные решения принимаются исключительно на основании таких актов проверок.

В связи с этим, истечение срока для подачи возражений от налогоплательщика начинается не с момента составления чиновниками акта проверки, а с момента вынесения решения. Точно так же, правовые нормативы не предусматривают процедуру опротестования результатов собственно акта проверки. Такое возможно исключительно в контексте общего постановления, в котором отражаются результаты проверки.

Согласно процессуальным нормативам, срок обжалования неправомерного решения зависит и от того, вступило оно в законную силу или нет. Если постановление не вступило в силу, то налогоплательщик имеет возможность обжаловать его в виде апелляции. На это ему даётся срок в один месяц с момента вынесения решения.

Но бывает так, что постановление вступило в законную силу, и лишь после этого гражданин или хозяйствующий субъект обнаружил какие-либо несоответствия и нарушения в процедуре произведённой проверки. Либо поданная в месячный срок апелляция не привела к желаемым для заявителя последствиям. В таком случае ему даётся срок в один год после вступления решения в силу на опротестование вердикта налоговиков.

Исключение – когда на плательщика налагается наказание за финансовые недоимки налоговых выплат. В этом случае временной лимит сокращён до З-х месяцев. Такой же срок даётся на обжалование апелляционного решения вышестоящих налоговых органов.

Способы обжалования

Способы обжалования

Подобно прочим неправомерным действиям госорганов, обжалование налоговых решений производится в два этапа. Согласно статье №138 НКРФ, изначально протест подаётся в вышестоящие инстанции того же органа, а в случае непринятия им мер, или неудовлетворённостью результатом, налогоплательщик может подать исковое заявление в арбитражный суд. Исключение составляют постановления налоговой службы, которые возможно опротестовать сразу же в судебных органах, минуя инстанции ФНС.

Первоначально подаётся жалобы вышестоящему органу налоговой службы. Для этого составляется заявление положенной формы и подаётся в руководящий отдел ФНС. Так, если неправомочное постановление было принято сотрудниками районного отдела налоговой службы, то апелляция направляется в адрес городской или межрайонной службы. После вынесения неудовлетворительного решения по апелляции, плательщик имеет право опротестовать его в судебном порядке.

Для этого составляется исковое заявление и подаётся в судебный арбитраж. Для аргументированного представления собственной позиции, налогоплательщику необходимо подкрепить ходатайство доказательной базой. При этом в арбитраж можно подать жалобу как на первоначально принятое постановление чиновников, так и на последующее решение вышестоящих налоговых органов.

Если заявителем был пропущен месячный срок для подачи апелляции в вышестоящие налоговые инстанции, то он также лишается права подавать ходатайство в арбитражный суд. Исключением является случай, если месячный срок был пропущен по независящим от него обстоятельствам. К таким уважительным причинам относятся тяжёлая болезнь гражданина, стихийные бедствия и прочие форс-мажорные обстоятельства.

Ещё один нюанс, касающийся процедуры опротестования, состоит в том, что подача жалобы не является поводом для автоматической отмены постановления налоговых инспекторов. До тех пор, пока арбитражным судом не вынесен окончательный вердикт по поводу обжалования решения налогового органа, данное постановление обязательно для выполнения. Исключение составляет случай предоставления налогоплательщиком официальной банковской гарантии относительно уплаты взысканных с него недоимок.

Составление ходатайства

Составление ходатайства

Порядок составления апелляции регламентирован нормативами НКРФ. Жалоба составляется в письменном виде и заверяется личной подписью заявителя. При подаче заявления от имени коммерческой компании его подписывает генеральный директор или уполномоченное советом директоров официальное лицо. В ходатайстве должны в обязательном порядке указываться следующие данные:

  • Идентификационные данные заявителя — юридического или физического лица (Ф.И.О, наименование организации).
  • Сведения об обжалуемом постановлении налоговиков, а также данные налогового органа, вынесшего это решение.
  • Указание на конкретные факты нарушения действующих законодательных нормативов со стороны чиновников при принятии решения.
  • Просьба налогоплательщика отменить незаконное, по его мнению, постановление.
  • Контактные данные истца, по которым его можно известить о времени проведения судебных слушаний.

Составленное заявление отправляется заказным письмом в налоговые органы, либо лично передаётся в приёмный отдел инстанции. Также можно подать протест в налоговую инстанцию посредством интернета, через её официальный сайт. В арбитражный суд иск также отправляется по почте, либо передаётся лично ходатаем в судебную канцелярию.

Процедура внесения решения по апелляции

Процедура внесения решения по апелляции

Весь процесс проверки законности вынесенного постановления начинается с принятия апелляционного иска. После этого ходатайство не позднее, чем через три дня, направляется для рассмотрения по существу в уполномоченный отдел. Сотрудники данного отдела обязаны подробно ознакомиться с сутью представленной проблемы и вынести своё решение. Это может быть либо удовлетворение жалобы, либо её отклонение.

Если обнаружены нарушения процессуальных нормативов и законов со стороны инспекторов, производятся все необходимые мероприятия по их устранению. После этого о результатах произведённых работ уведомляется заявитель и вышестоящие инстанции. Также истец уведомляется об отказе в удовлетворении его жалобы, если контролирующие органы не нашли каких-либо нарушений законодательства в наложенном на него взыскании.

Законом определены максимальные сроки рассмотрения ходатайства чиновниками ФНС. Месяц отводится на рассмотрение ситуаций с наложением наказания за нарушение норм налогового законодательства. Руководитель отдела ФНС имеет право продлить этот срок ещё на месяц, в случае необходимости затребования и изучения дополнительных документов для освещения всех обстоятельств дела.

Если требование истца связано с устранением незаконных действий сотрудников ФНС, то на его рассмотрение отводится 15 дней с момента подачи ходатайства. Данный лимит может также продлеваться на две недели, если потребуется изучить дополнительную документацию. После этого сотрудники службы должны принять решение о законности или незаконности принятого ранее постановления. Рассмотрение дела в судебном арбитраже производится в полном соответствии с действующим в России процессуальным законодательством.

Предоставлять всю необходимую доказательную базу к рассмотрению арбитража обязан заявитель. В обязанности же ответчика, то есть налогового органа, вменяется представление пакета документов и списка нормативных актов, на основании которых было принято оспариваемое решение.

Обжалование решений налоговой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *