Содержание статьи:
К сожалению, зачастую российские работодатели вразрез с положениями трудового законодательства нарушают права работников. В таких ситуациях работники имеют полное право защищать свои права всеми возможными способами.
Один из таких способов — подача искового заявления в судебную инстанцию. Однако закон гласит, что предварительно необходимо обязательно соблюсти досудебный порядок урегулирования споров — направить работодателю официальную претензию.
Как правильно составить претензионное письмо?
Действующее законодательство не содержит строгих правил составления подобного документа. Однако бумага всё же должна включать в себя ряд обязательных аспектов.
Претензия должна в обязательном порядке содержать в себе чёткие требования к ответчику, а также их подробное обоснование и аргументация. Де-факто, по структуре претензия очень похожа на исковое заявление, разве что направляется оно не в суд, а стороне по делу.
Как отправить претензионное письмо?
Претензионное письмо работодателю может быть направлено несколькими различными способами. Самый простой и удобный способ — заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, по почте.
Между тем, можно направить претензионное письмо работодателю факсом или по электронной почте. Однако для этого в обязательном порядке понадобится электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Если в течение тридцати дней руководитель отвечает отказом или вообще игнорирует послание, работник может абсолютно законно обращаться в суд. Досудебный порядок урегулирования споров считается соблюденным.
В каких случаях можно обращаться в суд?
- невыдача средств индивидуальной защиты;
- безосновательное привлечение к дисциплинарной ответственности;
- привлечение к сверхурочной работе без полагающихся компенсаций;
- неправомерное направление в командировку;
- невыполнение обязанности по перечислению страховых взносов;
- непредоставление законного отпуска;
- любые другие нарушения трудового законодательства.
Как показывает судебная практика, наиболее распространено предъявление претензий в связи с незаконным увольнением, невыдачей трудовой книжки, а также невыплатой полагающихся сотруднику денежных средств.
Важно! Госпошлина при подаче искового заявления по таким делам с истца не взимается
Сроки обращения к работодателю с претензией
Перед написанием претензии следует проверить, не истек ли срок предъявления требований к работодателю в судебном порядке. Такой срок установлен статьёй 392 ТК РФ:
- 3 месяца с момента, когда работник узнал или по объективным обстоятельствам должен был узнать о том, что его право нарушено;
- 1 месяц с момента, когда работник получил приказ об увольнении либо трудовую книжку;
- 1 год с наступления срока выплаты заработной платы и прочих выплат.
Сам по себе пропуск этих сроков не лишает работника права предъявить претензию работодателю и обратиться в суд. Однако работнику придётся доказать наличие уважительных причин, в результате которых срок подачи претензии был пропущен.
Какие недостатки имеет существующая система?
Не все специалисты в области права считают действующее положение дел рациональным. Многие с критикой восприняли введение системы обязательного досудебного урегулирования споров.
По их мнению, изначальная цель – разгрузить суды – превратилась в еще один барьер для добросовестных кредиторов и еще один способ для недобросовестных должников затянуть взыскание задолженности.
В итоге претензионный порядок превратился в простую формальность, которую надо соблюсти. Многим из них даже не известны случаи, когда отправка претензии в порядке привела к досудебному урегулированию спора.
Как пояснили юристы, действенным инструментом будут по-настоящему негативные последствия для должника, который не отвечает на направленную претензию либо дает на нее неконструктивный ответ.
А на уровне процессуального закона предлагается закрепить недопустимость формального подхода к этой процедуре. В частности, устанавливать необходимость его соблюдения лишь в случаях реальной возможности достичь мира во внесудебном порядке.