Содержание статьи:
Коммерческая тайна является важным правовым понятием в сфере бизнеса, которое требует особой осторожности и защиты. В России этот вопрос регулируется законодательной базой, включающей федеральные и локальные акты, а также обширной судебной практикой.
1. Коммерческая тайна: законодательная база и локальные акты компании.
Первым и самым важным аспектом является знание законодательных норм и правил, которые касаются коммерческой тайны. Каждая компания должна разработать свою внутреннюю политику в этой сфере, а также подготовить локальные акты, регламентирующие правила сохранения и использования коммерческой тайны.
Формально организация может признать коммерческой тайной практически любую информацию. Исключения перечислены в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне».
Так, организация не может засекретить:
- данные, содержащиеся в учредительных документах;
- информацию о получаемых доходах и их структуре;
- сведения, относящиеся к кадрам.
2. Работники и коммерческая тайна.
Один из ключевых факторов, оказывающих влияние на сохранение коммерческой тайны, — это работники компании. Их знание, понимание и соблюдение правил являются отражением доверия между работодателем и сотрудниками. Поэтому важно включить в корпоративный кодекс положения, касающиеся коммерческой тайны, а также провести необходимые обучающие программы и контрольные мероприятия.
Непосредственно работник должен знать, что в соответствии со ст. 243 ТК РФ он несет полную материальную ответственность, если разглашение коммерческой тайны станет причиной ущерба для работодателя. Но последнему понадобятся доказательства того, что именно конкретный работник своими действиями причинил убытки компании.
Юристы напоминают также, что за разглашение коммерческой тайны работодатель имеет право уволить провинившегося. Основание — ст. 81 ТК РФ.
3. Коммерческая тайна в отношениях с контрагентами.
Коммерческая тайна также требует особого внимания в отношениях с контрагентами. Заключение соответствующих договоров и соглашений, содержащих конфиденциальную информацию, является нормой делового оборота. При этом необходимо обеспечить юридическую защиту компании в случае нарушения контрагентом условий сохранения коммерческой тайны.
4. Защита коммерческой тайны в отношениях с адвокатами.
Нередко компания вынуждена обратиться за правовой помощью к адвокатам по вопросам сохранения коммерческой тайны. В этом случае адвокат должен подписать специальное соглашение о неразглашении информации, а также обязуется действовать в интересах клиента и соблюдать весьма строгое законодательство.
5. Наказание за разглашение коммерческой тайны.
За разглашение коммерческой тайны предусмотрены санкции в соответствии с законодательством России. Наказание в этой сфере может быть максимально серьезным, особенно в случаях, когда разглашение информации носит заведомо вредоносный характер.
Действующее законодательство предусматривает сразу несколько видов ответственности для тех, кто разгласил секретные данные:
- Дисциплинарная. На основании п. 6 ст. 81 ТК РФ работнику могут сделать замечание или объявить выговор. Но может последовать и увольнение.
- Административная. Регламентируется ст. 13.14 КоАП РФ. Гражданина могут оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей. Для должностных лиц максимальная сумма штрафа составит 50 тысяч рублей, для юридических — 200 тысяч.
- Уголовная в соответствии со ст. 183 НК РФ. Максимальная сумма штрафа по этой статье доходит до 1,5 млн. рублей. Нарушителя могут и поместить в колонию на срок до 7 лет.
- Гражданско-правовая. Если компания сочтет, что понесла убытки из-за разглашения конфиденциальной информации, она может истребовать данную сумму с нарушителя.
Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о важности и актуальности вопроса сохранения коммерческой тайны в Российской Федерации. Все компании без исключения должны быть внимательными к этой проблеме, объединяя усилия для ее эффективной защиты и соблюдения.