Содержание статьи:
В апреле 2017 года форма страхового возмещения претерпела значительные изменения. Теперь, страховые компании могут вместо выплаты возместить ущерб от ДТП в натуральной форме – предоставить направление на ремонт в автосервисе.
Однако, несмотря на эти изменения, четкость регулирования законодательством процесса компенсации за аварию по ОСАГО не ослабла. Страховые компании по-прежнему обязаны соблюдать сроки выдачи направления, и за нарушение этих сроков им грозят штрафы и неустойки.
Важные факты:
- Направление на ремонт четко регламентировано законодательством , включая сроки его выдачи и проведения самого восстановления.
- Ни автосервис, ни страховая компания не могут требовать доплату и заключать дополнительные соглашения без согласования с законом.
- Общий срок направления и самого ремонта составляет 50 дней и не зависит от дополнительных согласований, перерасчетов и других процедур.
Что такое направление на ремонт в ОСАГО
Это документ, который официально дает потерпевшему в дорожно-транспортном происшествии право на полное возмещение ущерба путем восстановления транспортного средства. Обратите внимание, что восстановление должно быть полным, а не частичным. При выдаче направления и после этого есть четко оговоренные сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этого документа.
Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счет удаления целого звена в процедуре – этапа между получением денег при выплате и их оплатой за восстановление автомобиля в СТОА. Однако на практике легче от этого не стало:
- во-первых, чтобы отремонтировать автомобиль, все равно нужно обратиться в страховую компанию и получить направление на ремонт-то есть вместо денег вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
- во-вторых, вы теряете выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.
Нормативная база
Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств включает в себя следующие документы:
— Федеральный закон № 40 от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);
— Правила обязательного страхования, содержащиеся в Положении Центрального банка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
— Положение Центрального банка № 432-П от 19 сентября 2014 года.
Что можно, а что нельзя делать при получении направления
Обратите внимание, при обращении в сервисный центр страховая компания может предложить вам подписать некоторые документы. Однако, вам не следует подписывать ничего, кроме заявления и извещения о дорожно-транспортном происшествии на этапе подачи документов.
Даже если вам дали бланк заявления в страховой компании (а оно обычно пишется в свободной форме – вы можете написать его дома на компьютере), не стоит заполнять поля, которые не являются необходимыми для получения направления. Это поможет вам избежать возможных проблем.
Часто страховые компании хитрят и предлагают дополнительные соглашения или указывают нужные им поля в заявлении. Некоторые из этих полей могут включать:
- согласие на доплату в сервисе, если суммы возмещения недостаточно (вследствие занижения суммы оценки ущерба);
- согласие на предоставление любого сервисного центра из списка страховщика, тогда как при определенных условиях (о которых мы расскажем ниже) сервис должен быть только дилерским;
- согласие на использование бывших в употреблении запчастей на сервисе при восстановительном ремонте.
Есть и другие условия, которые могут показаться подозрительными. Если вы не уверены, просто не заполняйте поля и не подписывайте отдельные документы.
Кроме страховой компании, вам могут предложить подписать что-то в сервисе. Однако, там ситуация может быть еще хуже – вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. В результате, автосервис получит право требования выплаты за восстановление машины, и машина будет отремонтирована в обычном порядке. Если вы не читали документ, который подписываете, то ремонт может быть выполнен частично, с использованием бывших в употреблении запчастей, или некачественно выполнен.
Ваша задача – не соглашаться на доплаты и не подписывать ничего, кроме заявления, которое вы написали самостоятельно, и извещения о дорожно-транспортном происшествии на этапе подачи документов в страховую компанию. У вас нет обязанности доплачивать, а у страховой компании есть обязанность отремонтировать ваш автомобиль до состояния, которое было до аварии.
Какие сроки выдачи направления на ремонт и как они считаются
20 дней. Этот срок является одинаковым как для выплаты возмещения ущерба денежными средствами, так и для компенсации ремонта автомобиля. Срок регулируется Федеральным законом Об ОСАГО, в частности, пунктом 21 статьи 12.
Срок в 20 дней для выдачи направления на ремонт автомобиля по ОСАГО начинается со дня подачи полного пакета документов в страховую компанию. При этом учитываются календарные дни, за исключением праздничных нерабочих дней-то есть в срок включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.
Полный пакет документов включает в себя:
- заявление о страховом возмещении,
- заполненное извещение о ДТП,
- паспорт собственника автомобиля,
- свидетельство о регистрации автомобиля,
- страховой полис ОСАГО,
- постановление и/или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела в отношении виновника аварии.
Обратите внимание, что срок выдачи направления в СТОА начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы страховой. Если осмотр был организован на 19-й день после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней с даты подачи документов, то есть на следующий день в данном примере вам обязаны выдать направление.
Что будет за несоблюдение срока
Административного штрафа, который страховая компания должна уплатить в пользу бюджета государства, за пропуск срока выдачи направления на ремонт, не предусмотрено. Однако, существует ответственность за это в гражданском аспекте, то есть в вашу пользу. Она называется неустойкой и имеет четкий размер, который определен пунктом 21 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Неустойка за несоблюдение срока выдачи направления на автосервис по ОСАГО составляет 1% от суммы ущерба. И да, оценка ущерба производится в любом случае, даже при натуральном возмещении.
Если вам задержали направление на ремонт, вы имеете право на дополнительную компенсацию за это. Например, если вы подали документы 1 марта 2019 года, страховая компания насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление вам выдали только 30 марта. За просрочку в 9 дней вам положены 9% от 100 тысяч рублей, то есть еще 9 000 рублей, помимо обязанности по проведению восстановления транспортного средства.
Неустойка за просрочку направления не выдается автоматически, запомните это. Вы должны подать на ее выплату отдельную претензию. Она пишется в свободной форме с указанием расчета и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе от ее возмещения вы вправе обратиться в суд.
Какой срок обращения
Срок действия направления на ремонт не определен никакими правовыми актами. Однако, часто время обращения указано в самом документе, и оно, как правило, составляет 7-20 дней – это зависит от конкретной страховой компании.
Если вы пропустили этот срок, не стоит беспокоиться – вам просто следует обратиться в страховую за новым направлением. Ведь отказ в выдаче направления не является основанием для отказа в страховом возмещении – это будет считаться неисполнением обязанности страховщиком по ОСАГО.
Если срок действия направления не указан, то здесь следует руководствоваться понятием «разумный срок», который прописан в Гражданском кодексе, хотя и в контексте исполнения обязательств (что не совсем подходит к нашему случаю), и составляет 7 дней.
Какой срок ремонта
30 рабочих дней. В целом, при рассмотрении вопроса о возмещении ущерба от аварии, вас должны интересовать только два временных интервала:
- срок в 20 дней для получения направления на ремонт,
- 30 дней для фактического восстановления.
Любые другие сроки, связанные с дополнительными согласованиями, ожиданием запчастей и деталей автомобиля, очередью в сервисе, не должны вас волновать, так как они включены в вышеуказанные два периода. Это предусмотрено статьей 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Ниже мы рассмотрим случаи затягивания срока и действия, которые можно предпринять в таких ситуациях.
Обратите внимание, что здесь уже 30 рабочих дней, в отличие от срока для выдачи направления. Таким образом, учитываются все дни, кроме выходных (субботы и воскресенья), а также все праздничные дни, установленные Минтрудом в качестве выходных.
Порядок проведения ремонта
В Федеральном законе № 40 и Положении ЦБ № 431-П не указано, как именно должен осуществляться ремонт по ОСАГО. В частности, не говорится о том, какие документы необходимо предоставить на СТО (кроме направления), и может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в процессе их проведения.
Юристы выяснили, что процесс восстановительных работ по ОСАГО проходит по следующему алгоритму:
- страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
- самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или передает автомобиль страховщику для транспортировки, если транспортное средство не на ходу);
- загоняет машину в бокс и предоставляет специалисту-технику направление и другие документы на автомобиль, если это требуется;
- ожидает, пока страховщик выполнит обязанность, указанную в абзаце 3 пункта 4.17.1 Положения ЦБ № 431-П, а именно проинформирует о том, что транспортное средство отремонтировано и готово к выдаче;
- приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
- подписывает акт приема-передачи, если работа СТО выполнена качественно и нет претензий (если есть претензии, подписывать акт нет необходимости).
Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО
Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО :
- Сначала необходимо оформить ДТП, выполнив все обязанности, предусмотренные ПДД: остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, оказать первую медицинскую помощь раненым (если есть), освободить проезжую часть, чтобы не создавать помех другим участникам движения.
- Оформить документы о ДТП по европротоколу (если возможно) или с участием работников ГИБДД (если требуется их помощь). Для оформления по европротоколу необходимо, чтобы ущерб автомобилю не превышал 100 тысяч рублей, не было раненых или погибших, в аварии участвовали только два транспортных средства, и между водителями этих двух ТС не было разногласий относительно случившегося, и у обоих водителей есть полисы ОСАГО.
- Собрать необходимые документы: паспорт, бланк извещения об аварии, протокол или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП или постановление об отказе в привлечении к наказанию, доверенность (если обращается представитель страхователя), ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы (если проводилась), квитанция об оплате услуг эвакуатора (если осуществлялась эвакуация).
- Подать бланк извещения, заявление и документы в свою страховую компанию (при наличии права на прямое возмещение убытков) или в страховую компанию виновника (в остальных случаях) в течение 5 дней (если ДТП оформлялось по европротоколу) или 3 лет (если с участием ГИБДД).
- Предоставить поврежденное транспортное средство страховщику для осмотра (не позднее 5 дней после подачи заявления и документов).
- Ожидать результатов независимой экспертизы (если она будет проводиться).
- Ожидать принятия решения страховщиком относительно ремонта или выплаты финансовых средств в сроки, установленные законодательством (обычно 20 дней, но может быть и больше, если страхователь решил отремонтировать автомобиль на СТО, с которой у страховой компании нет договора).
- Передать поврежденное транспортное средство на станцию технического обслуживания, указанную в направлении.
- Получить отремонтированное транспортное средство по окончании проведения ремонта по ОСАГО (в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более установленного законом).
- При наличии претензий к качеству проведенного ремонта – решить спор со страховой компанией в досудебном или судебном порядке.
Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств
На основании пункта 4.17.1 Положения ЦБ № 431-П, если страховой случай произошёл с автомобилем, который входит в категорию легковых транспортных средств, принадлежит физическому лицу и зарегистрирован на территории Российской Федерации, то денежно-финансовую компенсацию выбрать нельзя.
Однако, есть исключения. В некоторых случаях, вместо ремонта по ОСАГО можно получить деньги. Это возможно, если:
- автомобиль не подлежит восстановлению;
- потерпевший в результате аварии умер или ему был нанесён средний или тяжкий ущерб здоровью;
- потерпевший является инвалидом;
- стоимость ремонта составляет 400 тысяч рублей или более;
- между потерпевшим и страховой компанией есть договорённость о выплате деньгами, а не выдаче направления на ремонт по ОСАГО;
- у страховщика нет соглашений с СТО, где производится ремонт;
- страхователь указал в заявлении на заключение договора ОСАГО, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая компания не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события и выдаёт направление на другую СТО, а страхователь отказывается от ремонта на этой другой СТО.
Отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – это следует из абзаца 2 части 3.1 статьи 15 Федерального закона № 40.
Когда нужна независимая экспертиза
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона № 40, независимая экспертиза проводится только в тех случаях, когда страховщик и страхователь не могут прийти к согласию относительно характера и количества повреждений транспортного средства после его осмотра.
Проведение экспертизы может быть осуществлено как страховщиком, так и страхователем. Однако, сначала обязанность по ее проведению возлагается на страховую компанию (часть 13 статьи 12 Федерального закона № 40). И только если страховщик отказывается от осмотра транспортного средства или организации экспертизы, тогда страхователь может провести ее самостоятельно (абзац 2 части 13 статьи 12 Федерального закона № 40).
Если страхователь самостоятельно организует проведение экспертизы до того, как страховщик отказался от ее проведения, результаты такой оценки не будут приниматься (абзац 5 части 11 статьи 12 Федерального закона № 40).
Куда отправляют на ремонт по ОСАГО
На основании абзаца 5 части 15.2 статьи 12 Федерального закона № 40, страховщик направляет страхователя для ремонта по ОСАГО на одну из станций технического обслуживания (СТО), с которыми у него заключен договор. Если таких СТО, отвечающих требованиям, указанным в Главе 6 Положения Центрального Банка № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (за исключением некоторых случаев).
Исключений всего два (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию технического обслуживания):
- при заключении договора ОСАГО страхователь выбрал из списка СТО, предложенных страховщиком, какую-либо конкретную станцию (в этом случае ремонт будет проведен именно на ней) (часть 3.1 статьи 15 Федерального закона № 40);
- если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой компании не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил это ходатайство (часть 15.3 статьи 12 Федерального закона № 40).
Где осуществляется
Не всегда ремонт автомобиля производится исключительно по инициативе страховой компании. Иногда страхователь может самостоятельно выбрать автомастерскую, которая наилучшим образом соответствует его потребностям.
Если страхователь самостоятельно выбирает надежную и проверенную СТОА, он просто получает страховую выплату в денежном выражении и отправляет машину на ремонт.
Однако, если автомобиль был поврежден в результате ДТП, ремонт можно провести через страховую компанию в следующих местах:
- У дилеров, которые официально сотрудничают со страховой компанией.
- На автосервисе самой страховой компании.
- На станции технического обслуживания, выбранной из предложенного списка.
- В автомастерской, которую выбрал страхователь.
В последнем случае крайне важно согласовать свой выбор со страховщиком, и он может быть одобрен компанией только в том случае, если другие автомастерские не имеют необходимых инструментов или деталей для полноценного ремонта автомобиля.
Такое случается редко, но все же стоит учитывать возможность согласовать свой выбор любимой автомастерской со страховщиком.
Как происходит
При каждой покупке полиса ОСАГО страховая компания предоставляет не только список своих территориальных подразделений и офисов, но и перечень станций технического обслуживания автомобилей (СТОА). Это дает водителю возможность выбрать наиболее удобную для него станцию.
Если при покупке полиса ОСАГО не был предоставлен перечень СТОА, то после страхового случая водитель может запросить этот документ в офисе страховщика, который является виновником происшествия.
Весь процесс оформления страхового случая с ремонтом автомобиля в качестве возмещения имущественного ущерба включает в себя следующие этапы:
- Получение копии акта о страховом случае, признанном страховой компанией. Этот документ должен быть выдан автовладельцу в течение 3 дней после подачи заявления.
- Получение заключения о виновной стороне в ДТП в течение 10 дней.
- Подготовка недостающих документов по автомобилю или тех, которые потребуются от автомастерской или страховой компании (не более 3 дней).
- Проведение оценки экспертом стоимости ущерба после аварии в течение 5 дней.
- Выбор автомастерской и буксировка туда своего автомобиля (в течение 3 дней).
- Получение направления от страховщика на ремонт автомобиля.
- Контроль заказа-наряда и проверка соответствия цен на детали и ремонтные работы реальным ценам.
- Ожидание восстановления повреждений автомобиля.
- Получение отремонтированной машины.
Направление
Согласно закону, страховая компания обязана выдать страхователю направление на ремонт автомобиля, в котором должны быть указаны следующие данные:
- название станции технического обслуживания;
- стоимость ремонта;
- параметры автомобиля;
- фамилия и имя владельца машины;
- возможный размер доплаты, который может потребоваться от владельца автомобиля;
- порядок урегулирования спорных ситуаций, если будут обнаружены скрытые повреждения автомобиля.
Этот документ должен быть выдан страхователю в течение 20 дней, не позднее. В направлении также должна быть пометка о том, что бесплатный ремонт по ОСАГО должен быть прекращен, как только клиент получит восстановленный автомобиль, который будет готов к эксплуатации без каких-либо дефектов.
Поэтому, прежде чем подписывать какие-либо документы, касающиеся окончания ремонтных работ, необходимо протестировать работу автомобиля и убедиться, что с ним все в порядке.
Сроки ремонта
Если не возникнет никаких непредвиденных обстоятельств, и страховщик по своей инициативе не будет искусственно затягивать сроки проверки технического состояния автомобиля на предмет повреждений, то сроки ремонта автомобиля по ОСАГО обычно не превышают одного месяца.
Однако, в некоторых случаях, при серьезных повреждениях техники, процесс восстановления может занять более длительный период.
На длительность ремонтных работ влияют следующие факторы:
- доступность деталей, которые необходимо заменить;
- наличие расходных материалов для ремонта;
- стоимость поврежденных деталей;
- наличие квалифицированных специалистов, способных восстановить повреждения автомобиля;
- отсутствие или наличие спорных моментов, связанных с оценкой деталей, гарантиями и ценами на работы;
- степень повреждений и общее состояние автомобиля;
- скорость перевода денежных средств страховой компании на оплату расходных материалов.
По закону, сегодня на экспертизу отводится максимум 5 рабочих дней.
Порядок обращения в суд с жалобой на страховую
Если страховая компания приняла решение не в пользу клиента, последний имеет право обратиться в суд для разрешения спора.
Процесс подачи искового заявления и необходимые документы регулируются гражданско-процессуальным законодательством (статьи 131 и 132 ГПК).
Общая процедура включает в себя следующие шаги:
- определение подведомственности (статьи 23 и 24 ГПК);
- определение территориальной подсудности (статьи 28 и 29 ГПК);
- оформление полномочий представителя (статья 53 ГПК), если дело будет вестись через доверенное лицо;
- уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой зависит от цены исковых требований (пункт 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ);
- ожидание принятия иска к рассмотрению судьей (статья 133 ГПК);
- выполнение действий, которые могут быть совершены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (статья 149 ГПК);
- непосредственное участие в судебных заседаниях (глава 15 ГПК);
- заслушивание решения суда (статья 193 ГПК) и подача апелляционной жалобы при несогласии с решением, в соответствии с главой 39 ГПК.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО
Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2019 году страхователю не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с пунктом «б» части 18 статьи 12 Федерального закона № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховщик обязан оплатить станции технического обслуживания (СТО) расходы, связанные с восстановлением автомобиля до состояния, в котором он находился до наступления страхового случая.
На основании части 19 статьи 12 Федерального закона № 40, в указанные расходы включаются:
- материалы и запасные части (при этом устанавливаются новые детали, то есть бывшие в употреблении детали устанавливать нельзя – абзац 3 части 15.1 статьи 12 Федерального закона № 40);
- оплата услуг работников СТО.
Однако, на основании абзаца 7 части 17 статьи 12 Федерального закона №40, если стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей, тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (пункт «д» части 16.1 статьи 12 Федерального закона № 40).
Как принимать автомобиль после ремонта
Чтобы прием автомобиля прошел правильно, следует заранее позаботиться о его правильной сдаче. Для этого владелец автомобиля должен присутствовать во время сдачи машины в ремонт. Осмотр транспортного средства должен проводиться также в его присутствии и при хорошем освещении. Необходимо обращать внимание на мелкие царапины и вмятины.
Это тоже важно знать: причины обращения граждан в прокуратуру и срок рассмотрения заявления.
Документ, который подтверждает успешное выполнение работы или выполнение обязательств со стороны страховой компании, называется актом приемки. Подписание этого акта владельцем автомобиля означает отсутствие каких-либо претензий и то, что работа выполнена качественно. Приемка производится в течение 1-3 дней.
В самом акте должны быть указаны следующие сведения:
- перечень повреждений, которые поручила устранить страховая компания;
- список деталей, которые нужно было заменить;
- дефекты, которые не входили в задачу ремонтной мастерской для устранения;
- скрытые дефекты;
- опись полной комплектации;
- отметки с замечаниями владельца автомобиля или пожелания по выполнению услуг.
На руки владелец получает и другие документы:
- акт о реально выполненных действиях;
- оригинал заказа-наряда;
- квитанция, подтверждающая оплату работ владельцем транспортного средства;
- платежка от страховой компании;
- платежные документы, подтверждающие оплату деталей мастерской;
- гарантия от ремонтной мастерской.