Особенности написания психолого-педагогической характеристики на ученика основной школы.

Несмотря на мнение многих психологов о том, что характер формируется в процессе развития человека, это утверждение спорное. На самом деле, многие задатки и генетические особенности уже заложены в нас еще до момента развития. Они со временем преобразуются в уникальные наборы признаков и качеств личности.

1. Когда может потребоваться характеристика ученика.

Характеристика школьника с психологической точки зрения может потребоваться как взрослым, так и детям, но только в определенных ситуациях. Чаще всего такие характеристики в отношении детей составляются при переходе из одной школы в другую. Именно поэтому характеристика позволяет новым учителям лучше понять своего ученика и, соответственно, адаптировать обучение под него.

Далее необходимо понять, что психологическая характеристика на школьника составляется при переходе из младшей школы в среднюю и из средней в старшую. Это связано с тем, что меняется состав учителей, и преподаватели должны познакомиться со своими новыми учениками, чтобы сделать все возможное для того, чтобы дети чувствовали себя хорошо.

Также характеристика может потребоваться для поступления в высшее учебное заведение. Некоторые учебные заведения заинтересованы в том, чтобы к ним поступали только уравновешенные люди. Например, юридические институты, которые готовят сотрудников для правоохранительных органов. Для этого нужна справка от психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Поэтому принимаются только те учащиеся, которые имеют не только высокие показатели в учебе, но и хорошие характеристики.

Что касается взрослых, то чаще всего психологическая характеристика с прошлого места работы требуется при переходе с работы на работу или при устройстве на работу в правоохранительные органы или на государственную должность.

Независимо от того, когда именно требуется характеристика, она должна быть составлена в соответствии со всеми правилами, которые были упомянуты выше.

На основании всего вышесказанного можно сделать несколько важных выводов:

Во-первых, психологическая характеристика — это документ, который представляет собой психологический портрет человека, определяет его принадлежность к определенному типу характера или особенностям развития личности. Именно поэтому составлять такой документ должен человек, который имеет специальные знания в области психологии. Лучше всего, если психологическую характеристику на учащегося составляет классный руководитель совместно с психологом. Классный руководитель знает все нюансы поведения своего ученика, а психолог может грамотно расшифровать те или иные действия.

Стоит отметить, что психологическая характеристика — это очень важный документ. На его основании люди делают выводы о том, какой характер имеет ребенок, как с ним работать в дальнейшем. Этот документ необходим для того, чтобы найти подход к конкретному ребенку.

К сожалению, если характеристика будет составлена неверно и не в полной мере отразит личность ребенка, то в таком случае могут возникнуть психологические проблемы, особенно у детей, которые учатся в младших классах. Поэтому родители должны принять участие в изучении уже готовой психологической характеристики, чтобы дать объективное мнение о том, насколько грамотно был составлен документ.

Надеемся, что если в отношении вашего ребенка составляется подобная характеристика или она составляется вами, вы еще раз ознакомитесь с вышеуказанными советами и проявите тактичность в описании особенностей характера несовершеннолетних детей. Помните, что детей можно ранить неосторожным словом, которое станет источником дополнительных психологических проблем. Поэтому еще раз перепроверьте все факты, прежде чем зафиксировать их на бумаге.

Характеристика человека как индивидуума включает в себя все, начиная от особенностей развития тела и заканчивая развитием интеллекта или психологического состояния.

Даже младенцы не все похожи друг на друга. Кто-то более спокойный, кто-то более требовательный, кто-то больше привязан к маме, кто-то к папе и так далее.

Каждый индивид, развиваясь в определенных условиях, превращается в личность, человека со своей уникальной судьбой и только ему присущими чертами характера.

И несмотря на то, что в общем и целом человек — это существо биологическое, из животного мира его выделяет наличие речи, сознания и мышления, способности к труду, потребность в творчестве, психологические характеристики личности. Как существу социальному человеку присуще чувство ответственности, потребность в общении и свободе.

С момента, когда начинает развиваться личность, одновременно развивается еще и психологическая сущность человека, его социальная адаптация и образ поведения. Психологическая характеристика личности ученика проявляется наиболее ярко в общении со сверстниками, ведь каждая личность — это сугубо индивидуальный набор качеств и признаков. Все это надо уметь рассмотреть профессиональным взглядом и зафиксировать на бумаге. Чтобы понять, о каком человеке идет речь, пишется развернутая психолого-педагогическая характеристика на подростка.

Как составить психологический портрет ребенка и подростка, который может понадобиться в различных жизненных ситуациях, например, при устройстве на работу или поступлении в учебное заведение? Это не просто, ведь нужно описать личность каждого ребенка. Характеристика на ученика школы составляется классным руководителем, который хорошо знает каждого своего ученика. Давайте рассмотрим, что такое психологическая характеристика и какие важные аспекты должны быть в ней описаны.

2. Структура.

Что такое структура личности? Это сложное понятие, которое включает в себя несколько особенностей:

  • Во-первых, это направленность личности. То есть, как человек взаимодействует с окружающим миром и другими людьми. Это психологический портрет человека.
  • Второй важный момент — это возможности личности. Они определяются задатками и другими особенностями.
  • Третий аспект — это мировоззрение. Это понимание человеком всего происходящего вокруг и его собственный взгляд на вещи.
  • Четвертый пункт — это психологические особенности поведения. Здесь описывается темперамент и особенности характера конкретного человека.

3. Психологические характеристики.

Так как характеристика составляется с учетом психологического состояния человека, важно понимать, какие аспекты будут иметь значение при написании такого документа.

Выделяют три основных характеристики для каждой личности:

  • Единство — целостность действий и мыслей человека.
  • Активность или, наоборот, отсутствие активности в окружающей среде.
  • Устойчивость — стабильное отношение к происходящим процессам.

Даже если психологическое поведение человека меняется под воздействием различных факторов и окружающих условий, все же можно заметить некоторую стабильность, проявляемую каждой личностью в ее действиях, словах и поступках. Это означает, что заранее можно предвидеть, какого поведения ожидать от человека.

Стоит отметить, что личность — это целостное проявление, где каждая черта и каждый элемент характера связаны между собой.

Что касается активности каждой личности, то она проявляется в нескольких аспектах. Это означает, что человек принимает участие в различных действиях, а его интересы многогранны. Например, он может совмещать учебу и работу, или семейный быт и свое хобби, и так далее.

Что же касается эмпирической активности, то здесь важно отметить, что личность занимается различными действиями активно по своей воле, а не под воздействием каких-либо обстоятельств.

Для того чтобы оценить ту или иную личность, необходимо подходить к этому вопросу с точки зрения анализа. Также стоит уделить время изучению различных динамических тенденций и набора характеризующих факторов, таких как интересы, мотивы, ценности и желания.

Очень важно учитывать качество ролей, которые исполняет каждая личность, и их статус.

Обо всем этом следует помнить, составляя характеристику на ученика 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класса общеобразовательной школы.

Также существует такое понятие, как склонность. Это означает, что человек имеет склонность заниматься какой-то конкретной деятельностью. И между интересом и склонностью есть свои существенные различия.

Что влияет на появление у человека тех или иных потребностей и склонностей? Конечно же, это определяется жизненными потребностями, которые возникают в тех или иных случаях. Но далеко не каждая потребность может спровоцировать появление интереса.

Потребности — это основа действия каждого человека. Поэтому интерес порождается тогда, когда потребность приносит удовольствие. Например, человек хочет есть и идёт в ресторан. Там он заказывает себе блюда итальянской кухни. Они ему нравятся. Появляется интерес к итальянской кухне, и человек будет стремиться посетить как можно больше итальянских ресторанов и попробовать как можно больше разнообразных блюд этой кухни.

Кроме того, полноценная развивающаяся личность должна иметь как можно больше интересов, что будет наполнять её душу и сердце различными мыслями и чувствами. При этом важно, чтобы среди всех интересов устойчивыми были как минимум три. Например, материнство, то есть воспитание детей, приготовление пищи и ведение хозяйства. Или же другие интересы.

Человек, у которого нет никаких интересов, чаще всего апатичен, не может найти свое место в жизни, да и вообще склонен к самокопанию. Как правило, у таких людей очень много психологических проблем, над которыми должен поработать профессионал.

4. Способности.

Наверняка многие из нас слышали, обучаясь в школе или институте, о том, что у окружающих могут быть какие-либо способности или предрасположенность к чему-либо. Кто-то отменно занимается танцами или может преподавать. Другие в совершенстве знают историю. Третьи прекрасно готовят, четвертые быстро налаживают коммуникации с людьми, поэтому прекрасно чувствуют себя на юридическом поприще.

Что же такое способность с психологической точки зрения? Это свойство, которое является основным условием для успешного выполнения какой-либо деятельности или нескольких ее видов.

Способностью может быть не только склонность к какому-либо действию и умение хорошо его выполнять, но также и характерная черта индивидуума. Например, человек обладает наблюдательностью, вовремя может заметить какие-либо нюансы. Это значит, что в такой деятельности, как педагог или научный руководитель, он проявит себя лучше всего.

Также к способностям относятся и другие моменты. Например, человек обладает устойчивой зрительной памятью. Значит, прекрасно проявит себя в живописи.

Если у человека прекрасная фантазия и воображение, наверняка он станет хорошим артистом или ведущим.

Если у человека прекрасно развито техническое воображение, то, возможно, перед вами сидит техник, ученый или инженер.

Стоит отметить, что совокупность всех имеющихся задатков, которые были даны нам от природы, называется одаренностью.

Очень важно вовремя распознать, в какой сфере деятельности можно с успехом применить имеющиеся способности. Однако для того, чтобы успешно осуществлять тот или иной вид деятельности, нужно понимать, что одних способностей будет маловато. В первую очередь нужно также обладать навыками самоорганизации, самодисциплины, а также наличием определенных знаний и умений.

Все перечисленные здесь качества личности могут привести к хорошему результату. Человек будет хорошо учиться, найдет свое любимое дело, в котором сможет проявить себя профессионалом.

Понять, есть у человека задатки или нет, он может как самостоятельно, так и при помощи других лиц.

ПРИМЕР.

Например, в школе педагог настаивает на том, что у ребёнка есть предрасположенность к изучению гуманитарных или технических специальностей. По данным предметам школьник участвует в Олимпиадах, городских конкурсах и викторинах, где занимает призовые места. Получается, что при помощи педагога ребёнок определил, где его место, и уже может формировать свое будущее, основываясь на имеющихся способностях и задатках.

Рассмотрим основные характеристики психологического развития.

  • Такие дети быстро усваивают предложенный материал и понимают основные понятия, принципы и положения.
  • Они легко сосредотачиваются на различных проблемах и разбирают их постепенно, а не хаотично.
  • Эти дети всегда доводят начатое дело до конца, даже если оно кажется сложным.
  • Они несколько тревожны из-за того, что отличаются от основной массы детей.
  • Такие дети глубоко рассуждают, подмечают нюансы и особенности и любят раскладывать изученное по полочкам.

5. Темперамент.

Следующий важный момент, который также учитывается при психологической характеристике, — это темперамент.
Стоит отметить, что еще в древние времена выделялось несколько видов темперамента: меланхолический, флегматический, холерический и сангвинический.

Это индивидуальная особенность, которая присуща каждому человеку. Она определяется тремя факторами:

  • возбудимостью в эмоциональном плане;
  • способом выражения чувств;
  • активностью и подвижностью человека.

Рассмотрим основные характеристики каждого типа темперамента.

  • Холерики — это люди с сильными и быстро возникающими чувствами. Они активно проявляют свои эмоции и подвижны.
  • Сангвиники — это люди с быстро возникающими, но слабыми чувствами. Они также активны и подвижны.
  • Меланхолики — это люди с медленно возникающими, но сильными чувствами. Они более спокойны и уравновешены.
  • Флегматики — это люди с слабыми чувствами, которые возникают медленно. Они также спокойны и уравновешены.

Кроме того, холерики и сангвиники отличаются общей активностью и подвижностью, а флегматики и меланхолики — медлительностью и некоторой холодностью в поведении.

Теперь дадим краткую характеристику людям с разными типами темперамента.

  • Холерик — это человек с быстрой реакцией и яркими эмоциями. Он активно проявляет себя во всем и может быть вспыльчивым.
  • Сангвиник — это тоже быстрый и подвижный человек, но его чувства не так сильны. Он более уравновешен и спокоен.
  • Меланхолик — это человек с не очень разнообразными эмоциональными переживаниями. Он не сильно переживает по поводу каких-либо событий и выражает свои чувства сдержанно.
  • Флегматик — это медлительный и уравновешенный человек. Его трудно вывести из себя или эмоционально задеть.

Как видите, контраст между этими типами очень заметен. Если такие люди оказываются в одном обществе, им может быть сложно взаимодействовать друг с другом.

 Давайте выясним, какие основные качества и характеристики присущи каждому типу темперамента.

  • Флегматик – это человек, который отличается работоспособностью, серьезностью, спокойствием и надежностью. Он не проявляет ярких эмоций и обычно сохраняет спокойствие в любой ситуации. Флегматики обычно уравновешены, сильны и малоподвижны.
  • Сангвиник – это активный, жизнерадостный и энергичный человек. Он отличается беззаботностью, уравновешенностью и подвижностью. Сангвиники обычно быстро реагируют на изменения и легко адаптируются к новым ситуациям.
  • Холерик – это очень энергичный и эмоциональный человек. Он напорист, вспыльчив и отличается подвижностью и неуравновешенностью. Холерики обычно быстро принимают решения и могут быть склонны к импульсивным действиям.
  • Меланхолик – это человек, который отличается ранимостью, замкнутостью и задумчивостью. Он может быть грустным и сдержанным, но при этом обладает глубоким внутренним миром. Меланхолики обычно неуравновешенны и могут быть склонны к переживаниям.

6. Характер.

На самом деле характер – это основное понятие, которое включает в себя все психологические свойства человеческой личности. Именно они являются основной мотивацией для совершения каких-либо поступков. На самом деле именно характер определяет, как будет вести себя человек в той или иной ситуации.

Если вы имеете представление о характере конкретного человека, то, конечно же, примерно будете понимать, как он может поступить в том или ином случае. Однако, если вы общаетесь с человеком, который имеет внутри неопределенность, то в таком случае о нем можно говорить как о бесхарактерной личности.

Все качества, которые свойственны личностям с психологической точки зрения, позволяют предугадать, как будет вести себя человек в том или ином случае. Определяющими чертами характера можно назвать:

  • трудолюбие;
  • скромность;
  • мужество;
  • доблесть;
  • чувство собственного достоинства;
  • отвага и так далее.

Считается, что один человек не может обладать двумя противоположными чертами характера. Например, будет лентяем и одновременно трудолюбивым. Или мужественным и трусливым.

Кроме того, что касается темперамента, то он может быть как плохим, так и хорошим. Некоторые черты характера могут быть положительными, другие – отрицательными, например, хвастовство или лживость.

Характер чаще всего проявляет себя в тех ситуациях и действиях, которые являются экстраординарными. Люди с разными характерами, оказавшись в похожей ситуации и выполняя одно и тоже действие, могут показать себя абсолютно по-разному. Это нормально.

Характер человека влияет на многое. Например, на отношение человека к миру и к его проявлениям. Кроме того, это отношение будет находить свое выражение и в общем мировоззрении человека.

Стоит отметить, что тесная связь характера и убеждений человека влияют на психологический портрет личности. К сожалению, если человек не обладает твердыми убеждениями, то у него никогда не будет твердого характера, а его поведение будет корректироваться только случайными факторами и воздействиями.

Теперь на основании всего вышесказанного попробуем составить первую психологическую характеристику на ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *