Содержание статьи:
Характеристика школьного класса (педагогическая характеристика) – это официальный документ, который требует серьезного и ответственного подхода. Поскольку это важный документ, произвольная форма изложения сведений в нем не подходит. От того, насколько объективно и неформально составлена характеристика, во многом зависит дальнейшая жизнь нынешних учеников и будущих граждан нашей страны.
1. Рекомендации общего характера.
Хотим мы этого или нет, но характеристика школьного класса является официальным документом. Поэтому произвольная форма изложения информации в характеристике не подходит.
По возможности, следует избегать беспорядочного нагромождения фактов. Документ должен быть четко структурирован. Изложение информации о коллективе школьного класса должно быть официальным и деловым. При этом не стоит перегружать текст характеристики излишним количеством канцеляризмов, чтобы смысл документа мог понять не только составитель, но и человек, который решит ознакомиться с ним.
Правильно составленная педагогическая характеристика школьного класса должна основываться на принципах:
- Принцип комплексности — учет всех аспектов жизни класса.
- Принцип гуманизма — уважение к каждому члену коллектива.
- Принцип объективности — предоставление достоверной информации.
Теперь рассмотрим каждый из принципов подробнее.
2. Принцип комплексности.
Педагогу-психологу, как и классному руководителю школьного коллектива, в силу своих профессиональных обязанностей приходится писать множество различных характеристик. Постепенно вырабатывается определенный стиль написания, и, как следствие, документы получаются безликими и шаблонными.
Это не очень хорошо, и от шаблонных текстов следует избавляться, как от вредной привычки. Потому что педагогическая характеристика на учащихся должна давать подлинную оценку ученикам, выявлять их сильные и слабые стороны. Тогда следующий педагог, прочитав такой документ, будет иметь достаточно полное и верное представление о том или ином ученике и о классе в целом.
Прочитав же пресную и безвкусную схоластику, новый учитель ничего толком не сможет понять, и ему придется заново открывать для себя личность каждого из учеников. На это может уйти много времени, которое можно было бы с пользой потратить на что-нибудь более полезное и приятное для всех.
Информация в характеристике должна быть логичной и подаваться в определенной последовательности. Сведения о каждом из учеников должны в итоге создавать общую психологическую картину класса в целом.
3. Принцип гуманизма.
Сведения, содержащиеся в педагогической характеристике класса, должны быть непредвзятыми и объективными. Информация должна быть максимально толерантной и гуманной.
Предвзятость — не лучший помощник при составлении психологической характеристики. Новый учитель, ознакомившись с таким документом, начнет выстраивать свои отношения с классом, опираясь на изначально искаженные сведения. Если он хороший педагог, то рано или поздно разберется в ситуации. Но, опять же, много времени будет потеряно. Мы уже не говорим о том, сколько психологических травм может быть нанесено школьникам в процессе такого «притирания».
Педагог, составляющий педагогические характеристики, должен руководствоваться главным принципом: не навредить!
4. Принцип объективности.
При составлении психолого-педагогической характеристики педагог должен понимать, что в зависимости от возраста учеников это будут разные документы. Принцип объективности заключается в том, что требования к ученикам младших классов существенно отличаются от тех, что предъявляются к ученикам старшего звена обучения. Возрастная психология должна быть своеобразной призмой, через которую пропускается любое явление, происходящее в коллективе учеников.
5. Выводы.
Как уже было сказано в начале статьи, психолого-педагогическая характеристика класса является важным документом. От того, насколько объективно и неформально он составлен, во многом зависит дальнейшая жизнь учеников — будущих граждан нашей страны.
Если согласно характеристике в классе царит спокойная деловая атмосфера, большинство учащихся учатся хорошо, выполняются общественные нагрузки и ведется дополнительная внеклассная работа, то можно быть уверенным в их успехе. Остается только обратить внимание на отстающих учеников и помочь им подтянуться до достойного уровня.
Если же обстановка в классе угрожающая, дети инертные, процесс обучения не идет, то пора бить тревогу. Необходимо перенимать опыт хороших классов, привлекать родителей и психологов, чтобы начать решать проблему. Но начать процесс оздоровления класса получится только в том случае, если классный руководитель или школьный психолог хорошо знают ситуацию. И именно в этом случае объективно составленная педагогическая характеристика класса станет лакмусовой бумажкой.
Поэтому не будем недооценивать важность психолого-педагогической характеристики.