Законодательное регулирование рекламного рынка

За последнюю пару десятилетий реклама прочно вошла в жизнь россиян. Она окружает нас повсюду: с экранов телевизоров, из радиодинамиков, со страниц газет и журналов. Рекламный бизнес сегодня является одним из самых прибыльных и значительных по обороту не только в нашей стране, но и во всём мире. Но вместе с тем, в погоне за прибылью, работники рекламного рынка часто переступают грань дозволенного, слишком агрессивно и бесцеремонно вторгаясь в нашу жизнь.

Для регулирования этого обширного рынка, установки «правил игры», защиты потребителя от недобросовестной рекламы, в 2006 году был принят федеральный закон №38. В нём досконально прописаны все нюансы, особенности и правила ведения данного бизнеса. Рассмотрим основные моменты законодательства о рекламе.

Суть законодательного акта

Суть законодательного акта

Предмет регулирования ФЗ №38 – взаимоотношения между создателями рекламы, её заказчиками и конечными потребителями, то есть простыми гражданами. В связи с этим круг охвата данного законодательного акта весьма широк. Основная цель принятия закона — пресечение недобросовестной конкуренции в этой сфере бизнеса, а также защита граждан от возможного вредоносного воздействия рекламной продукции на рядовых россиян.

К вредоносной рекламе законодательство относит медиа-продукцию, вводящую в заблуждение потенциального приобретателя рекламируемого продукта. Не важно, происходит это преднамеренно, или по причине чьей-то халатности и некомпетентности. Такая недобросовестная рекламная продукция способна нанести вред не только кошельку простых граждан, но также их здоровью и даже жизни. Кроме этого ненадлежащей считается реклама, нарушающая основные морально-этические принципы, принятые в российском обществе.

Согласно ФЗ №38, недопустимо, чтобы рекламная продукция шла вразрез с интересами российского гражданского общества, прямо или косвенно призывала к нетерпимости по различным признакам (расовым, национальным, социальным), нанесению вреда здоровью людей, или окружающей среде.

На что не распространяется ФЗ №38

На что не распространяется ФЗ №38

Данное законодательство не распространяется на ряд продукции, носящей ярко выраженный рекламный характер, но в то же время не ставящей прямой целью сбыт какого-либо товара:

  • Политическая агитация – предвыборная, партийная, связанная с различными референдумами.
  • Информация, в обязательном порядке доводимая до населения: ролики и плакаты с информацией от экстренных служб, о порядке действия в экстренных ситуациях, о разыскиваемых гражданах.
  • Информация, доводимая до населения от правительства РФ, местных органов власти.
  • Объявления от организаций и частных лиц, не носящие коммерческого характера.
  • Информация, размещаемая на упаковках товаров с данными о компании-производителе, техническими характеристиками продукта.

Требования к рекламе

К основным моментам законодательства о рекламе следует отнести список требований, предъявляемых к её содержанию. Прежде всего, она должна быть добросовестной и достоверной.

Добросовестность подразумевает отсутствие:

  • Некорректных высказываний и даже скрытых аналогий в негативном контексте по отношению к подобным товарам, производимым другими компаниями. То есть, не должна проводить прямые параллели с продуктами других марок, в результате которых рекламируемый товар выставляется в более выгодном свете.
  • Вступать в противоречие с положениями законодательства о добросовестной конкуренции в сфере бизнеса.
  • Содержать сведения личного характера без особого на то разрешения заинтересованного лица. Так, недопустимо использовать в рекламных целях имена и изображения известных личностей, либо иных граждан.
  • Порочить личное достоинство и очернять репутацию конкурирующих организаций и частных лиц, с ними связанных.

Под понятием «достоверность» подразумевается соответствие заявленных в рекламе характеристик товара его действительным качествам. Размещение ложной информации о товарах или услугах может стать предметом административного разбирательства. Если же в результате воздействия недостоверной рекламы был нанесён вред здоровью и жизни потребителя, возможно привлечение производителя к уголовной ответственности.

Кроме того, рекламная продукция не должна каким-либо образом подталкивать потребителя к совершению противоправных действий, содержать явные или скрытые призывы к нетерпимости, проявлению жестокости и насилия. ФЗ №38 регламентирует порядок производства и размещения так называемой «социальной рекламы». К ней относятся аудио- видеоролики, плакаты и объявления, цель которых состоит в привлечении внимания населения к остросоциальным проблемам современного общества.

Нельзя в рекламных целях злоупотреблять иностранными словами и малопонятными терминами, которые могут ввести в заблуждение неискушённого потребителя, либо способными исказить доводимой до клиента информации. Запрещается в рекламных целях демонстрировать ряд действий, не предназначенных для лицезрения несовершеннолетними детьми, либо прямо нарушающих российское законодательство:

  • Курение табачных изделий.
  • Употребление алкогольных напитков.
  • Употребление наркотических или сильнодействующих препаратов.
  • Сцен эротического или порнографического характера.

Требования к рекламе

По большей части запрещается использование для продвижения на рынок товаров образов работников экстренных служб или представителей государственной власти. К примеру, не следует использовать в коммерческих роликах «врача», авторитетно рекомендующего зрителям покупать именно этот медикамент, либо пользоваться услугами определённой клиники. Запрещается использовать в рекламных целях ненормативную лексику, жаргонные выражения, имеющие ярко выраженный негативный характер.

Нарушения рекламного законодательства могут повлечь для организации целый ряд негативных последствий. Начиная от предписания убрать данный ролик из эфира или демонтировать баннер, до серьёзных разбирательств с надзорными органами, чреватыми не только солидными штрафами, но и уголовным преследованием.

В связи с этим, прежде чем выпустить рекламу в эфир, следует проконсультироваться по поводу её внешнего содержания и внутреннего контекста с профессиональными юристами, искушёнными во всех тонкостях рекламного законодательства.

Регулирование рынка интерактивной рекламы в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *