В рамках действующего законодательства досудебный порядок урегулирования споров подрузамевает собой направление специальной претензионной жалобы ответчику до подачи искового заявления в суд.
В случае, если ответчик выполняет требования, исковое заявление не подаётся. В иной ситуации далее следует судебное разбирательство. На даче ответа по претензии ответчику даётся тридцать суток с момента получения документа.
Когда досудебный порядок урегулирования споров обязателен?
Сейчас в законодательстве около 30 категорий споров, по которым такой порядок обязателен. Большинство из них касается экономических дел. Однако в любых других делах суды обычно тоже учитывают факт попытки досудебного урегулирования в пользу истца. В случае несоблюдения досудебного порядка суд может оставить дело без рассмотрения.
Как правильно составить претензионное письмо?
Действующее законодательство не содержит строгих правил составления подобного документа. Однако бумага всё же должна включать в себя ряд аспектов.
Претензия должна в обязательном порядке содержать в себе чёткие требования к ответчику, а также их подробное обоснование и аргументация. Де-факто, по структуре претензия очень похожа на исковое заявление, разве что направляется оно не в суд, а стороне по делу.
Как доказать соблюдение досудебного порядка урегулирования споров?
Соблюдение обязательного досудебного порядка необходимо будет подтвердить, приложив к иску соответствующие документы. Если говорить о гражданско-правовых спорах, то такими доказательствами станут претензионная переписка, а также документы, которые подтвердят отправку обращения, его получение либо отказ принять письмо.
Чаще всего этими бумагами становятся опись вложения и квитанция об отправке претензии ценным письмом, а также уведомление о получении. Бремя доказывания в данном случае ложится на истца.
Какие недостатки имеет существующая система?
Не все специалисты в области права считают действующее положение дел рациональным. Многие с критикой восприняли введение системы обязательного досудебного урегулирования споров.
По их мнению, изначальная цель – разгрузить суды – превратилась в еще один барьер для добросовестных кредиторов и еще один способ для недобросовестных должников затянуть взыскание задолженности.
В итоге претензионный порядок превратился в простую формальность, которую надо соблюсти. Многим из них даже не известны случаи, когда отправка претензии в порядке привела к досудебному урегулированию спора.
Как пояснили юристы, действенным инструментом будут по-настоящему негативные последствия для должника, который не отвечает на направленную претензию либо дает на нее неконструктивный ответ.
А на уровне процессуального закона предлагается закрепить недопустимость формального подхода к этой процедуре. В частности, устанавливать необходимость его соблюдения лишь в случаях реальной возможности достичь мира во внесудебном порядке.