ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.Равнодушие властей - одна из причин домашнего насилия в России | Россия и  россияне: взгляд из Европы | DW | 07.03.2020

Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.

Что такое домашнее насилие? – это преднамеренное применение различных форм физического, сексуального, психологического и экономического насилия одним членом семьи в отношении другого, результатом которого являются телесные повреждения, эмоциональная травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Виды насилия:

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п.

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилье помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

Ярко выраженные признаки насилия:

Физическое насилие:

  • следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела;
  • переломы или ушибы;
  • следы ожогов;

Сексуальное насилие:

  • сексуальное прикосновение к человеку без его согласия;
  • принуждение человека раздеваться;
  • принуждение человека вступать с ним в сексуальный контакт.Как не стать жертвой домашнего насилия: советы специалистов - Департамент  труда и социальной защиты населения города Москвы

Психологическое насилие:

  • постоянный крик и угрозы в сторону человека;
  • ругань и использование неприличных слов;
  • унижение человека;
  • игнорирование человека, когда он о чем-либо просит.

Финансовая эксплуатация:

  • заказ услуг, совершение пожертвований или ненужных расходов;
  • неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег;
  • использование банковской карты, когда человек не может ходить;
  • пропажа денег на банковском счету или наличных.

Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия. Как правило, сложно представить ситуацию, где агрессор применяет только лишь один вид насилия, зачастую жертвы страдают от одновременного проявления различных его видов.

  1. Нарастание напряжения в отношениях

Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи. Со стороны агрессора происходит планирование и «подготовка». Он/она может зрительно представлять себе картину следующего нападения. Он/она тешится властью от воплощения своей фантазии. В большинстве случаев насильник не осознает такой внутренней «подготовки», в силу различных причин. Одна из них, может быть усвоенный «сценарий» отношений в родительской семье.

  1. Насильственный инцидент

Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

3.Примирение

Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую(-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую(-его) в преувеличении событий.

Жертве тяжело, а насильнику порой невыносимо быть в состоянии напряжения, связанного с фактом насилия. Поэтому, чтобы избавиться от «тяжкого груза» ответственности, он/она предпринимает некие действия. Обидчик приводит оправдания и обвиняет жертву в причине своего поведения. Как правило, жертве ставится в вину ее поведение. Например, «Если бы ты прибрала в доме, мне бы тебя бить не пришлось» или «Если бы ты вовремя приготовила обед, мне бы тебя бить не пришлось». Человек, практикующий насилие не раскаивается в том, что причинил боль своей жертве. Он может извиниться, но чтобы избежать возможного наказания. Цель этой стадии — обеспечить свою безнаказанность.

  1. «Медовый месяц»

Это сложная стадия. После насилия обидчик может превратиться в заботливого, верного, очаровательного и доброго человека, каким она, жертва, его полюбила. Он/она может повести в ресторан, купить цветы, уверять ее/его, что он/она изменится. Целью является удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия. Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Многие женщины/мужчины возвращаются к своим партнерам-насильникам ради этого периода когда «всё так хорошо!», «как будто в начале нашего знакомства!», «как он/она меня любит!». После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб

Некоторые формы насилия над детьми:

  • действия направленные на то, чтобы дети присутствовали при акте насилия
  • сексуальное насилие ребенка
  • физическое насилие ребенка.

Насилие детей это преступление?

Насилие над детьми — это преступление?

Да. Некоторые виды насилия детей являются преступлением. См. Судебные приказы по статье 209А.Самоизоляция и домашнее насилие: что происходит в немецких семьях |  Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW | 27.04.2020

Почему считается,
что от домашнего насилия
в основном страдают женщины?

От видов насилия, которые возможно выявить (то есть физического и сексуального), в основном страдают женщины. Согласно статистике МВД за 2013 год, женщины составляют 91,6 % пострадавших от насильственных преступлений по отношению к супругу. «Среди жертв насилия со стороны супругов или партнеров число женщин превосходит число мужчин примерно в 9 раз. Женщины получают в 8 раз больше тяжких телесных и других повреждений  от своих партнеров, чем мужчины. Мужское насилие чаще всего несет практическую цель или экспрессивную (выражение эмоций). Женщины чаще прибегают к физическому насилию, когда чувствуют себя загнанными в угол и отчаялись предотвратить дальнейшие истязания. Крайне редко насилие со стороны женщин бывает систематическим, целенаправленным, постоянным», — объясняет Наталия Ходырева.

С другой стороны, женщинам скорее свойственны методы эмоционального и экономического насилия. Например, жена может стремиться контролировать все траты в семье и систематически унижать мужа из-за низкого заработка. Однако женщина может быть и физическим агрессором, например, по отношению к детям. Может возникать иерархия власти в семье, где мужчина — сильнейший, злоупотребляет властью и применяет насилие, а женщины в свою очередь применяют его к детям.

 

 

Есть ли связь между
домашним насилием и финансовым
и социальным уровнем семьи?

Существует мнение, что домашнему насилию подвержены лишь неблагополучные семьи, а в обеспеченных и образованных парах такой проблемы нет. Это не так. По данным исследования, проведенного советом женщин МГУ, с домашним насилием сталкиваются 61,6 % неблагополучных семей и 38,4 % благополучных. При этом у семей с низким достатком и низким уровнем образования проблемы чаще связаны с алкоголизмом и применением физического насилия. В семьях с высоким уровнем образования, но низким достатком в большей степени развито экономическое и психологическое насилие (изощренные психологические манипуляции и так далее). Домашнее насилие в семьях с высоким уровнем дохода чаще всего носит характер физического и сексуального.

Дело еще и в том, что в неблагополучных семьях проблема насилия более заметна, так как эти семьи могут посещать социальные работники или опека, например, из-за поведения ребенка. Убийства партнера на бытовой почве тоже чаще происходят в маргинализированных семьях, для которых устрашающе типична схема «распитие — ссора — нож». Подобные истории проникают и в прессу, становятся материалом для репортажей, с фотографиями, именами, частными историями. Попасть в «статусные» слои таким образом невозможно: пока не доходит до жестокой расправы или убийства, никто ничего не подозревает.

В чём причины
домашнего насилия?

Главное и самое опасное заблуждение, которое существует в обществе относительно проблемы домашнего насилия, — что причина кроется в действиях пострадавшего партнера, а насильник был «спровоцирован». Отсюда автоматически возникает ошибочный вопрос «за что?» и тенденция искать оправдание агрессору. Необходимо запомнить, что поведенческой причины для систематического насилия нет и не может быть — в этом виновата только склонность насильника к агрессии и проявлению своей власти над партнером.

Эта склонность напрямую зависит от воспитания и схемы семейных отношений, которую человек «унаследовал», наблюдая за отношениями своих родителей, а также от установок, которые преобладают в обществе в целом, и в частности в окружении пары. Например, вероятность насилия в семье повышается, если женщина и ее знакомые предпочитают не обсуждать тему насилия и не обращаться за помощью, а муж и его друзья не осуждают применение силы. Проблема коренится как в табуированности темы домашнего насилия, так и в патриархальности российской культуры, закрепленной даже на уровне «народной мудрости» и традиционных ценностей: «Мужчина — всему голова», «Жена да убоится мужа своего». Экономика семьи также строится таким образом, что с рождением детей женщина часто впадает в состояние зависимости от того, кто приносит в дом деньги.

«Идея о том, что женщина „нарывается“, распространена, увы, среди многих моих коллег-психологов», — отмечает Наталия Ходырева. По ее словам, российскому обществу свойственно милитаристское сознание — считается, что за любое непослушание надо применять физические наказания или кричать. Поэтому насильники не склонны видеть проблемы в своем поведении.

Чем домашнее насилие отличается
от любого другого и почему к этой проблеме нужен особый подход?

Во-первых, в случае домашнего насилия пострадавший партнер находится в постоянном контакте с насильником и часто зависит от него экономически. С человеком, который ударил вас на улице, не приходится видеться каждый день и спать в одной комнате. В ситуации домашнего насилия у пострадавших часто нет возможности найти жилье, а постоянно общаться с насильником значит снова подвергаться насилию. На женщин в нездоровых отношениях давят и общественные стереотипы, которые мешают им разорвать отношения с насильником: «детям нужен отец», «не разрушать же семью». Другое опасное заблуждение, которое следует из традиции обвинять жертву, — иллюзия, что если женщина или мужчина будут вести себя «лучше» и найдут к партнеру подход, то насилие в их адрес прекратится.

Есть также психологические факторы — после длительных отношений с постоянным давлением, угрозами, часто побоями, развивается бытовой стокгольмский синдром. В качестве психологической защиты жертва начинает верить, что агрессор сжалится, если безоговорочно выполнять его требования, и пытается оправдать его действия, выстраивая с ним эмоциональную связь.

Как проблема домашнего насилия
решается на уровне законодательства?

К сожалению, на данный момент специального закона о семейном насилии в России нет. Наиболее часто к ситуациям домашнего насилия применяют статьи УК РФ: 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью») 116 («Побои») и 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»). Согласно данным исследования, проведенного центром «АННА», по действующему законодательству доказать случаи домашнего насилия, даже физического, очень сложно. Проблема усугубляется тем, что пострадавшие часто не заинтересованы в возбуждении дела против своего партнера, особенно если им кажется, что еще есть возможность сохранить семью. В полицию обращаются, потому что хотят прекратить насилие «в данный момент», в надежде, что оно больше никогда не повторится.

Но даже если пострадавший партнер готов довести дело до конца, возникают препятствия. Дела по статьям 115 и 116 относятся к делам частного обвинения, то есть уголовное преследование возбуждает не прокурор от лица государства, а сама пострадавшая или ее представители. «Жертва должна сама выступать в качестве обвинения — сама собирать доказательства, назначать экспертизу, собирать показания свидетелей и так далее. Между тем в реальности женщина часто неспособна сама без поддержки юриста даже заявление подать — его не с первого раза принимают. А если дело доходит до суда, там стараются ее примирить с насильником, и женщина вместо защиты получает новый круг насилия», — отметил Алексей Паршин, адвокат Московской адвокатской палаты и член рабочей группы по разработке законопроекта «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», на круглом столе, посвященном обсуждению законопроекта.

Кроме этого в российском законодательстве отсутствует понятие защитного ордера — судебного приказа, который запрещает или ограничивает контакт насильника с пострадавшей. Получается, что человек, который подвергся домашнему насилию, с большой вероятностью беззащитен со всех сторон.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *