Можно ли в России протестовать против власти?

Разрешает ли мне закон протестовать против действий российских властей?

Да. Это право записано в главном законе России — Конституции. Статья № 31 гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» призван обеспечить гражданам реализацию их конституционного права. Согласно закону, целью всех перечисленных выше видов акций может быть свободное выражение мнений и выдвижение требований по политическим, экономическим и другим вопросам. Правда, по некоторым вопросам власти запрещают устраивать митинги в принципе: в частности, ЛГБТ-активистам из года в год не давали проводить акции в защиту своих прав — это началось еще до того, как у чиновников появилась возможность ссылаться на закон о запрете на «пропаганду нетрадиционных отношений».

В комитете по вопросам законности не хотят разрешать митинги у школ из-за  ЛГБТ : ЗакС.Ру : новости Санкт-Петербурга

Чем отличается собрание от митинга и демонстрации, а шествие от пикетирования?

По закону собрание — это встреча в специально отведенном для этого месте. Например, в «гайд-парке», то есть на специальной площадке, которые власти начали строить в прошлом году (есть, например, в Москве, Петербурге и Краснодаре). Митинг — это «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Если говорить совсем просто, во время митинга люди стоят на месте, а во время шествия и демонстрации куда-то идут. При этом шествие предполагает движение по заранее определенному маршруту, а в определении демонстрации о маршрутах ничего не говорится. Пикетирование — митинг, который проводится у какого-то здания и без звукоусиливающей техники.

 

А можно проводить акцию протеста в каком-нибудь другом формате?

О других форматах закон ничего не говорит. Если участники хотят собраться в каком-то формате, который не упоминается в законе — например, на народный сход или прогулку — власти могут счесть эту акцию митингом, шествием, собранием, демонстрацией или пикетированием.

Что значит «уведомить власти» — просто сообщить?

Нет. Просто сообщить о готовящемся собрании можно только в том случае, если вы хотите протестовать в «гайд-парке». Но надо убедиться, что это время еще не занято другими. Для всех остальных форм протеста надо не просто уведомить власти, а согласовать с ними все условия.

Можно провести митинг где угодно?

Нет. Власти могут потребовать перенести акцию, если решат, что место ее проведения находится слишком близко к опасным объектам (например, производственным), путепроводам, железным дорогам, нефтепроводам, газопроводам, высоковольтным линиям электоропередач и пр. Нельзя собираться рядом с резиденциями главы страны, судами, тюрьмами, изоляторами, колониями и спецприемниками. Нельзя собираться рядом с российской границей, если нет разрешения от пограничников. Также акцию не согласуют, если организатор: не гражданин России; признан недееспособным; имеет непогашенную судимость по определенным статьям; в течение года до предполагаемой даты акции дважды привлекался по административным статьям за нарушение правил проведения акций и неповиновение полиции. Власти обязаны в течение трех дней ответить на заявку организаторов — согласовать или предложить альтернативу.

Об административном аресте нарушителей

Пленум Верховного суда России считает, что административный арест за нарушения в ходе митингов и других публичных акций допустим лишь в исключительных случаях, а назначаемые гражданам штрафы могут быть ниже предусмотренных статьей КоАП.

«При решении вопроса о назначении виновному в нарушении законодательства РФ о публичных мероприятиях лицу административного наказания <…> необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами», — отмечается в тексте проекта.

Пленум напомнил, что КоАП предусматривает в отношении граждан по статьям 5.38 и 20.2 («Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ» и «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») возможность назначения наказания в виде административного штрафа ниже минимального уровня, предусмотренного этими статьями (в отношении должностных лиц и юридических лиц — только санкции ч. 3, 4, 6.1-8 ст. 20.2 КоАП РФ) в случае признания его виновным.

Кроме того, пленум намерен обратить внимание судей на то, что административный арест за административные правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, «назначается лишь в исключительных случаях, в том числе когда применение иного более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания».

В свою очередь для применения введенных шесть лет назад обязательных работ за совершение административных правонарушений во время проведения публичных мероприятий (предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ),

«судам необходимо исследовать вопрос о наличии вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо иных подобных последствий, а также причинно-следственную связь между совершенными действиями и наступившими последствиями».

Мосгорсуд признал законным отказ мэрии согласовать митинг либертарианцев |  Новости | Известия | 28.08.2019

О незаконном отказе в проведении митинга

Заведомо незаконный отказ в проведении митинга или другого публичного мероприятия (шествия, демонстрации и т. д.) является административным правонарушением, равно как и попытки других лиц не дать провести законное мероприятие, говорится также в подготовленном проекте постановления пленума Верховного суда РФ.

«Воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия состоит в недопущении либо незаконном создании препятствий для реализации организатором или участниками публичного мероприятия прав, предусмотренных законодательством РФ о публичных мероприятиях», — говорится в тексте проекта.

При решении вопроса о наличии в действиях или бездействии должностного лица признаков состава административного правонарушения по ст. 5.38 КоАП РФ («Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствие с законодательством РФ, либо участию в них») «следует учитывать, что воспрепятствование организации или проведению публичного мероприятия может иметь место, в частности, при уклонении от получения уведомления о проведении публичного мероприятия; заведомо незаконном отказе в проведении публичного мероприятия; недоведении до сведения организатора публичного мероприятия информации об установленной норме предельной заполняемости территории».

Также речь идет о неназначении уполномоченного представителя органа власти для содействия в проведении публичного мероприятия и необеспечении совместно с организатором акции и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан.

К воспрепятствованию проведению публичного мероприятия, по оценке пленума ВС РФ, «следует относить действия не являющихся участниками публичного мероприятия граждан, нарушающие нормальный ход публичного мероприятия и затрудняющие или исключающие достижение его целей».

Такие действия могут представлять собой громкие крики и звуки с целью невозможности доведения мнений участников публичного мероприятия, уничтожение или повреждение плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Воспрепятствованием участию в публичном мероприятии может быть расценен и запрет прохода гражданина к месту проведения акции путем незаконного создания заслонов, ограждений, а также в недопущении выражения участником публичного мероприятия своего мнения способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

В то же время действия должностного лица, «например, при использовании <…> материально-технических средств для осуществления деятельности, препятствующей проведению публичного мероприятия; привлечении лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, к недопущению людей к месту проведения согласованного и проводимого в соответствии с законом публичного мероприятия; выделении сил охраны правопорядка для неправомерного приостановления или прекращения публичного мероприятия» при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы в качестве преступления по ст. 149 УК РФ («Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия»).

По этой же статье УК, говорится в проекте постановления, могут квалифицироваться действия должностного лица для принуждения к участию в публичном мероприятии, «например, путем угрозы увольнения с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, лишением премии, надбавки, применения мер взыскания и т. п., либо с применением насилия».

За последние 10 лет, согласно судебной статистике, российские суды рассмотрели 110 дел по ст. 5.38 КоАП РФ, по которым подверглись административным наказаниям 39 граждан и должностных лиц.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *