Приказ об увольнении

Увольнение сотрудника – это стандартная процедура, с которой специалисты по кадрам и бухгалтерии сталкиваются регулярно. Давайте разберемся, на что следует обратить внимание при составлении приказа об увольнении, чтобы избежать нареканий со стороны проверяющих органов.

Каждый трудовой договор с работником заканчивается увольнением, которое должно быть оформлено надлежащим образом. Приказ об увольнении является документом, фиксирующим окончание трудовых отношений и позволяющим полностью рассчитаться с сотрудником.

Знание правил издания этого документа поможет специалистам по кадрам и бухгалтерии предприятия увольнять персонал в соответствии с трудовым законодательством и минимизировать претензии со стороны надзорных органов.

Поводы для прекращения трудовых договоров

Сотрудники могут оставить работу по разным причинам. Однако, все разнообразие их жизненных ситуаций можно свести к десяти основным статьям главы 13 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно этим положениям, основания для прекращения трудового договора с работником следующие:

— соглашение сторон (добровольное и обоюдовыгодное) – статья 78;
— истечение срока действия договора – статья 79;
— желание работника – статья 80;
— перевод на другую работу в другую компанию или на выборную должность;
— отказ от продолжения работы в связи со сменой владельца бизнеса (статья 75), значительными изменениями условий труда (статья 76);
— медицинские показания (прогрессирующее хроническое заболевание, получение инвалидности) – статья 73;
— инициатива работодателя (ликвидация компании, сокращение персонала, виновные действия работника) – статья 71 и 81;
— обстоятельства, не зависящие от сторон (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, делающие продолжение работы невозможным) – статья 83;
— нарушение правил заключения трудового договора в отношении работников (если оно препятствует полноценному выполнению обязанностей) – статья 84.

Этот перечень является закрытым, поэтому приказ о завершении трудового договора в качестве основания для увольнения работников должен содержать одну из указанных выше причин. Ссылаться на несколько статей Трудового кодекса в этом документе запрещено.

Оформление приказов: дата

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) не содержит конкретных указаний о том, какой именно датой должен быть оформлен приказ об увольнении. Главное условие – правильно указать дату регистрации факта расторжения трудового договора. Возможны два варианта:

1. Дата приказа и день увольнения совпадают. Этот способ обычно применяется в небольших компаниях, где функции кадровика и бухгалтера выполняет один специалист.
2. Приказ издается работодателем раньше, чем наступает день увольнения. Такой вариант характерен для крупных компаний с большим штатом.

Согласно обычаям делового оборота, проект приказа должен быть подготовлен в надлежащей форме не позднее следующего рабочего дня после того, как руководитель подписал заявление об увольнении. На практике специалисты по кадрам составляют документ в тот момент, когда понимают, что сотрудник наверняка покинет компанию.

Не стоит затягивать с оформлением приказа. Его следует издать за несколько дней до окончания работы, так как бухгалтерской службе нужно провести окончательный расчет с сотрудником на основании этого документа. Основанием для расчета заработной платы за последний месяц, компенсации за неиспользованный отпуск или переплаты, подлежащей удержанию, является именно приказ об увольнении работника. Без него невозможно определить сумму, которую следует выплатить при расчете.

Ознакомление работника с документом

Согласно нормам Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право ознакомиться со всеми кадровыми документами, касающимися его лично, под расписку. Это право работника, и проставление даты и собственноручной подписи на приказе после ознакомления с ним подтверждает, что сотрудник внимательно изучил документ и не имеет возражений по его содержанию.

Иногда работник, покидающий организацию не по своей воле, например, из-за разногласий с руководством, может отказаться подписывать приказ. Это также его право. В такой ситуации специалист по кадрам обязан пригласить минимум двух свидетелей, в их присутствии зачитать содержание документа. Затем составляется акт об отказе в подписании приказа, который хранится в личном деле работника вместе с самим приказом.

Отсутствие акта может дать уволенному работнику повод обратиться в трудовую инспекцию с жалобой на неправомерные действия компании. Если проверяющие обнаружат нарушения в действиях кадровика, приказ может быть отменен, а работник восстановлен в должности с выплатой заработной платы за все дни вынужденного прогула.

Форма приказа об увольнении сотрудников

Обычно приказы издаются в соответствии с установленными формами. Расторжение трудового договора необходимо оформлять унифицированным документом. Для этого используется форма Т-8, указанная в приказе.

Если все же решено использовать собственную форму, то в ней обязательно должны быть:

— Название компании;
— Ф. И. О. и должность увольняемого;
— Основание для расторжения договора;
— Дата составления документа;
— Виза руководителя;
— Подпись сотрудника, подтверждающая согласие с содержанием приказа (его должны ознакомить с приказом).

Печать организации в приказе не обязательна.

Содержание приказа об увольнении должно основываться на письменном заявлении работника, который хочет прекратить трудовые отношения с работодателем. Поэтому кадровику необходимо связать причину, указанную в заявлении, с перечнем причин для увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом. Следовательно, основание для увольнения по собственному желанию в приказе должно быть сформулировано в соответствии с одной из статей главы 13 ТК РФ.

Руководство по заполнению формы

В повседневной работе кадровых специалистов чаще всего возникают ситуации, связанные с увольнением сотрудников по собственному желанию в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации. Распоряжение об увольнении составляется по установленным правилам и может быть оформлено на бланке Т-8.

Форма приказа об увольнении Т-8 представлена на нашем сайте.

Чтобы правильно составить приказ об увольнении сотрудника, необходимо выполнить следующие действия:

1. Подобрать подходящий образец заполнения.
2. Убедиться, что заявление работника или другой документ, на основании которого производится прекращение трудового договора, составлены в соответствии с требованиями.
3. Определить, какой шаблон документа использовать: форму, принятую в организации, Т-8 или Т-8а.
4. Найти бланк приказа об увольнении.
5. Заполнить «шапку» документа: указать название организации и ее правовой статус (можно использовать сокращенное название).
6. Присвоить приказу номер в соответствии с правилами документооборота в организации.
7. Указать последний день работы сотрудника.
8. Проставить дату и номер расторгаемого трудового договора.
9. Внести данные сотрудника в родительном падеже, указать его табельный номер и предыдущую должность.
10. Указать подпункт, пункт и номер статьи Трудового кодекса РФ, на основании которой составляется приказ: об увольнении по собственному желанию, соглашению сторон, окончании контракта или по другой причине.
11. Указать причину увольнения: в соответствии с заявлением сотрудника, распоряжением руководителя, медицинским заключением или другим документом.
12. Подписать приказ у руководителя или лица, которому вменено в обязанность подписание таких документов.
13. Ознакомить увольняемого сотрудника с приказом и выдать ему копию приказа или акта, подтверждающего отказ от ознакомления с документом (если это необходимо).

Можно ли отменить приказ руководителя об увольнении

Отмена ранее изданного приказа возможна по желанию:
— работодателя, если он передумал увольнять сотрудника, который провинился, и решил выбрать другой вариант наказания, или если отпала необходимость в сокращении.
— работника, если он уже издал распоряжение об увольнении по собственному желанию, но передумал уходить из компании.
В обоих случаях кадровому специалисту придется отменить приказ об увольнении. Причиной для аннулирования будет тот факт, что работник отозвал свое заявление.
Чтобы оформить приказ, который отменит приказ об увольнении, можно скачать подходящий бланк или составить документ в свободной форме. В любом случае, в приказе необходимо:
— указать название организации и дату издания приказа;
— сослаться на предыдущий приказ о расторжении трудового договора;
— указать причины отмены письменного распоряжения, например, желание работника продолжить работу в компании.

Нюансы, о которых следует знать

Хотя форма приказа на увольнение по собственному желанию давно не менялась, некоторые специалисты все еще допускают ошибки при составлении документа о прекращении трудового соглашения. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

1. Неправильная форма документа. Иногда кадровые работники не могут найти типовой приказ на увольнение и скачивают не тот бланк (например, используют формат Т8а, который предназначен для издания распоряжений о прекращении соглашения с несколькими работниками в один день).

2. Неверно указывается дата увольнения. Неопытные кадровики, использующие приказ об увольнении из организации по собственному желанию, забывают, что последний рабочий день и будет днем увольнения. Если работник написал в заявлении: «Прошу уволить меня 20.11.2019», то в приказе нужно указать эту дату. Если в нем написано: «Прошу уволить с 20.11.2019», то последним днем работы будет уже 19.11.2019.

3. Отсутствие согласования с профсоюзом. Если на предприятии есть такой орган, необходимо согласовать с ним увольнение по инициативе работодателя. Приказ об увольнении по собственному желанию сотрудника, образец которого был представлен выше, не требует подписи представителя профсоюза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *