Жалоба на некачественный капремонт жилого дома: куда обращаться, что писать в заявлении

Население РФ имеет множество оснований писать жалобы на капремонт в органы исполнительной власти. На сегодняшний день состояние рынка жилья в России предельно удручающее. Поэтому правительство на федеральном и региональном уровне предпринимает различные меры по реализации таких имущественных нужд и интересов граждан. Формирование и сбор ресурсов для капремонта, а также его организация служат одной из таких задач.

Что входит в капитальный ремонт дома

капремонт

Такая форма поддержания нормального уровня жизни населения как капремонт менее радикальна, нежели реновационные программы и выдача жилья бесплатно по договору соцнайма, а также субсидирование ипотеки. Банк для капремонта российских домов формируется планомерно, подразумевая ежемесячные выплаты с каждой квартиры в многоквартирных домах.

Содержание капремонта определяется для каждого объекта индивидуально в зависимости от множества факторов: материальная база, степень изношенности различных строительных фрагментов и систем жизнеобеспечения, появление ситуативных внеплановых разрушений вследствие непредвиденных катастроф и т.д.

Перечень ремонта по ст. 166 ЖК РФ распространяется на:

  • внутридомовые ЖКХ-системы: электричество, теплоэнергия, газоснабжение, водоснабжение и отведение воды;
  • крыша, фасад и фундамент дома;
  • общедомовые подвальные помещения;
  • лифтовая инженерия дома (здесь также осуществляется полная модернизация и замена лифтов).

Логично, что чем старше жилой дом, тем больше он подвергается неблагоприятному воздействию времени, окружающей среды, а также человеческому влиянию. При этом особое значение имеет характер эксплуатации здания собственниками квартир и своевременное проведение ремонтных актов управляющей компанией (на балансе которой находится дом по заключенному с жителями договору).

Ответственные инстанции

Поддержание текущего состояния жилых домов, подходящего для проживания, осуществляют собственники: физические лица и муниципалитет, а также управляющие компании в рамках договора. Разграничение осуществляемых ими функций основывается на разделении индивидуального и общедомового имущества. Собственно к последнему относится имущество дома, фигурирующее в перечне по капитальным работам.

При этом на собственников возлагаются обязательства по поддержанию состояния их собственного жилого помещения и коммуникаций дома в личном пользовании. Однако, во многих многоквартирных домах (МКД) собственниками выступают не только простые обыватели, но и региональные власти, передающие квартиры в безвозмездное пользование нуждающимся лицам по соцнайму.

Поэтому при желании инстанций переложить ответственность на собственников по дому им в первую очередь стоит узнать наличие таких квартир и процентное соотношение таковых с остальными. В этом случае в бездействии можно обвинить и саму администрацию субъекта, что, возможно, повлечет за собой некие положительные подвижки в данном доме.

Куда пожаловаться на проведение ремонтных работ в жилищной сфере:

  1. В департаменты по надзору за жилищным хозяйством.
  2. В государственные и муниципальные жилищные инспекции.
  3. В фонд по содействию реформированию ЖКХ российских жилых домов (в частности на имя Цицина Г.В. или Степашина С.В.)
  4. Непосредственно в фонд капремонта.

Сторонними организациями, контролирующими в целом обеспечение прав граждан в соответствии законодательством (в том числе в области ЖКХ) выступают в основном прокуратура и Роспотребнадзор. Надзорные органы в своей работе по данному вопросу опираются на Жилищный Кодекс РФ. Капремонту посвящен здесь целый раздел под № 9.

Особенности заявлений с жалобами на капремонт

Особенности заявлений с жалобами на капремонт

Специфика содержания и порядка подачи жалобы во многом зависит от конкретно возникшей проблемы и адресата, которому она излагается с просьбой о решении. Сначала следует отписаться во все жилищные инстанции с просьбой о разъяснении ситуации или требованием о проведении необходимых работ в доме. Ответы всех жилищных инстанций можно приложить в дальнейшем к жалобе в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Что написать в жалобе к заказчику капремонта

Техническими заказчиками капремонта домов выступают отнюдь не сами жильцы, а региональный оператор, органы местного самоуправления, а также государственные, муниципальные и казенные учреждения. Такой порядок предусмотрен статьей 182 ЖК РФ. Роль заказчика в данном случае подразумевает выбор исполнителя, контроль за выполнением им работ в соответствии с разработанным планом, а также приемку готового результата.

Возможные претензии:

  • жалобы на малую информативность по ведению денежного фонда на капремонт, а также правам жителей;
  • жалоба на оттягивание начала или окончания капремонта дома;
  • обращение о неудовлетворительном назначении сроков ремонта (в более долгосрочной перспективе, чем того требует состояние дома);
  • жалоба на качество уже оказанных услуг: экономия на стройматериалах или неудовлетворительный уровень исполнения работ, а также невыполнение запланированного плана и т.д.;
  • предыдущая претензия может сопровождаться жалобой на проведение приемки работ заказчиком (без должного осмотра дома и заключения комиссии) и т.д.

Исполнитель здесь именуется в качестве подрядной организации. Она выбирается на конкурентной основе или определяется в порядке назначения единственного имеющегося варианта. Исполнитель обязан совершать назначенные ремонтные работы по дому, заботясь о наличии строительных и иных материалов. Поэтому претензии к заказчику могут предъявляться как по выполняемому им, так и подрядчиком функционалу.

Образец жалобы на капремонт

Жалобу на капремонт разрешено оформлять как от единичного жителя дома, так и группы недовольных соседей, чье общедомовое имущество планируется ремонтировать либо уже подвергается ремонтным работам. При этом особых оформительских отличий в данном случае нет. Наличие группы недовольных лиц подтверждается приложением с собранными по дому подписями. Заявителем может выступить один представитель от дома.

Образец жалобы по капремонту жилых домов. Содержание:

  1. Шапка, в которой прописывается принимающая жалобу сторона и заявитель (или представитель коллектива жильцов многоквартирного дома).
  2. Название документа посередине листа: заявление (претензионное), жалоба.
  3. Основная текстовая часть, содержание которой определяется в соответствии с законодательными нормативами. То есть жалобы от конкретного дома должны опираться на имеющуюся законодательную базу. При этом ситуация должна описываться в четком изложении без лишней эмоциональной окраски.
  4. В конце документа может быть представлен перечень просьб / требований, а также приложений, при наличии таковых.
  5. Документ заверяется подписями и датировкой его подачи в соответствующий орган.

Стоит отметить, что такой образец подходит для жалоб на тему капремонта в адрес не только регионального оператора, но и, к примеру, региональных властей. Последнее зачастую актуально при недовольстве тарифами, из которых вычисляется ежемесячная плата на капремонт дома. В соответствии со ст. 167 ЖК РФ ответственность за это несут государственные власти субъекта.

Скачать образец жалобы на капремонт

Заявление в государственную жилищную инспекцию

В данном случае можно опираться на бездействие или неправомерные действия ответственных за капремонт инстанций: оттягивание срока назначенного капремонта дома, преступная растрата денежных средств, неудовлетворительный уровень проведенных работ и т.д. Следующая инстанция — Роспотребнадзор или Прокуратура.

Деятельность государственной жилищной инспекции регламентируется законодательно. Например, следующими правительственными постановлениями:

  1. № 493 от 2013 года о госжилнадзоре в целом (данный законодательный акт регулирует деятельность и прочих органов и учреждений в области ЖКХ).
  2. № 1086 от 1994 года непосредственно о задачах и функционале государственной жилищной инспекции РФ.

Надзорный орган в лице государственной жилищной инспекции несет ответственность за содержание и поддержание удовлетворительного состояния недвижимого фонда в России. Последнее осуществимо и за счет проведения в домах текущих, а также глобальных ремонтных работ. Поскольку основной функцией инспекции выступает защита прав и интересов граждан в сфере ЖКХ, то подавать жалобу сюда разрешается в том числе по вопросу капремонта.

Чтобы понять наличие повода для жалоб сюда, следует вникнуть в функционал инспекции относительно непосредственных процедур по капремонту. Главным образом здесь подразумевается обследование и надзор за состоянием домов (в том числе санитарное состояние), а также разработка общих нормативов по содержанию и ремонту.

Кроме того, действия или бездействие этого органа могут привести к ухудшению состояния жилого дома, поскольку на инспекцию возлагаются обязанности по подготовке к сезонной эксплуатации, к обеспечению услуг коммунального сервиса, своевременному проведению текущих ремонтов и т.д. При наличии масштабных жалоб о состоянии дома, собственники могут апеллировать сюда к признанию помещений нежилыми или непригодными.

На данный момент утвержден и реализуется такой порядок деятельности государственной жилищной инспекции, при котором ее структура подразумевает наличие генерального и региональных отделений. Поэтому жалобу по тематике капремонта рекомендуется подавать по месту происходящей проблемной ситуации. Однако при неудовлетворительном решении территориальным подразделением его обжалование осуществляется через главный офис.

Обращение в прокуратуру

Обращение в прокуратуру становится одним из этапов решения сложившихся проблем в отношении некачественного капремонта или же не проводимого вовсе (как того хотелось бы жильцам конкретного дома). Подавать жалобу в прокуратуру рекомендуется после ряда обращений в специализированные инстанции по жилищному надзору и обеспечению прав граждан.

Полученные в ходе подобного разбирательства отписки на жалобу и нежелание органов менять ситуацию можно представить в прокуратуру. При этом будет ставиться вопрос не только о решении первоначальной ситуации, но и высказываться сомнение о компетентности предыдущих госучреждений. Однако, прокуратура может встать как на сторону жильцов одного дома, так и данных инстанций.

Способы и порядок подачи жалобы в прокуратуру о проведении капремонта многоквартирного дома:

  1. Личный визит и прием в порядке очередности либо по предварительной записи. При этом жалоба пишется заранее или оформляется на месте при помощи должностных лиц.
  2. Отправка онлайн жалобы на капремонт в интернет приемной сайта прокуратуры.

Следует изначально обращаться с жалобой в территориальные органы (при проведении капремонта в Москве допустимо обращение в центральное отделение). Перед гражданами нет запрета на подачу жалоб в генеральный офис, но он скорее перешлет это дело для разбирательства в конкретный субъект. И здесь следует ожидать увеличение бюрократических проволочек по срокам рассмотрения жалобы.

Чтобы доказать нарушение прав жильцов относительно капремонта, нужно адекватно и объективно воспринимать ситуацию по капремонту в России в целом, а также относительно конкретного многоквартирного дома. Возможно, интересы жильцов конкретного дома и вовсе не попираются, а реализуются в соответствии с законодательством.

Нередки также нарушения закона и процессуальные ошибки со стороны самих физических лиц. Здесь и накапливающиеся долги по капремонту конкретного дома и несоответствующая эксплуатация собственного и общедомового имущества и т.д. Поэтому при оформлении жалобы о капремонте следует внимательно подойти к доказыванию факта нарушения прав.

Куда жаловаться на некачественный капремонт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *